На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Проблемы массовой культуры | Патефон Сквер №3

Если в начале ХХ века можно было составить своего рода «джентльменский минимум интеллигентного человека» – прочитать, скажем, двести-триста книг нескольких десятков авторов и быть «в курсе течений современной культуры», то сейчас это, по-моему, уже совершенно невозможно.

Причём, говоря «двести-триста книг», я не имею в виду пустые сочинения Эрнеста Ренана или бульварный эквивалент приключений Шерлока Холмса и тому подобное. Я имею в виду действительно фундаментальную литературу: поэзию, художественную прозу, философские труды, кое-какую публицистику того времени... По-настоящему «стоящих» книг, в конце ХХ века накопилось такое множество, что прочитать всё достойное прочтения, просто невозможно. И, если бы только прочитать, но ведь и кроме письма в культурной среде существуют ещё другие, весьма полноценные формы самовыражения. И вообще: мне кажется, протекающую на Земле в текущий исторический момент «информационную революцию» сильно недооценивают, в том смысле, что теперь уже быть знакомым со всеми значимыми культурными течениями конкретному человеку просто невозможно. И не в силу их недоступности, а как раз, наоборот: в силу того, что возможности отдельного человека конечны, а доступные ему горизонты разного рода возможностей всё шире и шире.

Поэтому говорить сегодня о «Русской», «Всеобщей» и тем более – «Мировой» культуре, можно, по-моему, только имея в виду то, что сложившиеся в последние века (до середины ХХ в.) представления об этих понятиях сегодня уже некорректны. Сегодня уже нет всеобщего культурного Олимпа, как это было в античности или даже в России буквально вчера: в эпоху Классицизма или в «Серебряном веке». Сегодня культурное пространство имеет не иерархическую структуру, а синтетическую. Причем специфику этого синтеза я, например, для себя представить не могу, у меня вообще не складывается в голове целостное представление о сегодняшней Российской культуре, например. И, думаю, ни у кого такого представления нет. Те, кто говорят, что знают основные ориентиры, культовые моменты и непреходящие ценности сегодняшнего этапа развития Русской культуры, по-моему, просто принимают свою частную мифологию за всеобщую.

Единственным обобщающим моментом сегодня является как раз именно так называемая «массовая культура». Она чрезвычайно проста, порой даже пугающе примитивна по своей сути, но именно поэтому общедоступна для абсолютного большинства людей во всех смыслах понятия «доступность». Я не хочу сказать, что это единственное, что может сплотить всех нас, живущих на Земле, в едином культурном поле при новой информационной ситуации, но сегодня именно так и происходит. Повторяю: по-моему, мы сильно недооцениваем явление, называемое нами «информационным бумом», и поэтому не ставим перед собой задачи принципиально нового понимания высоких установочных идеалов в нашей культуре, и не предпринимаем поэтому осознанных попыток объединения во всеобщем культурном пространстве на принципиально иных основах, чем это было до сих пор.

Недавно стала популярной идея плюрализма и открытой рациональности – это, как мне кажется, движение именно в ту сторону, которую нужно, но путь это чреват опасностью безответственности за сказанное или написанное слово… Практически же нас сегодня объединяет то, что называется «сама жизнь», но она требует от нас совершенно новой рефлексии и хотелось бы по этому поводу не только самому высказаться, но и послушать других. Необходимо конкретно поработать над созданием и обустройством новой культурной среды: почва подготовлена подвигами великих деятелей прошлого, фундамент сегодня, считаю, есть, нужно строить дом.

Здесь, по-моему, очень важно принципиально решить проблему образования. Сегодня наше образование, которое ещё не окончательно прогнило, пытается идти по экстенсивному пути развития, считая, что ученик – не факел, который нужно зажечь, но сосуд, который нужно наполнить. В результате мы, например, не читаем произведения в школах и в вузах, а – проходим. Получаем не знание, а сумму знаний. Это вызывает страшную информационную интоксикацию, вызывает естественный и здоровый внутренний протест молодых людей. Они просто вообще перестают (почти физически не могут) читать классику.

Современная же литературная школа, которую я называю «кухонным реализмом», господствующая в нашей стране вчера, и сегодня своим видом и принципиально заложенной в её основы внутренней бескрылостью отвращает от себя любого нормального молодого человека, несмотря даже на оставшийся на ней ещё от давних времён флёр культовости и особой элитарности. Она уже если и способна повести кого-то за собой, то только в особую форму безумия, что отчасти с некоторыми молодыми и не очень поэтами и писателями сегодня уже происходит. Это ещё одна серьёзная проблема.

Всё это ненормально, и мне хотелось бы об этом говорить, чтобы найти что-то иное… Новую идеологию, в конце концов, только не спущенную сверху, разумеется – а органично выработанную обществом…

ЕВГЕНИЙ СЕРЕБРЕННИКОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011