Предпосылки
Сейчас одна из самых заметных тенденций в современной культуре и даже бытовой жизни провинции – это раскрепощение. Причём раскрепощение как в стиле одежды, манере поведения, разговорной речи, так и в более глобальном плане – на уровне изменения массового самосознания. То, что происходило во Франции в 20-30-х годах, а в Штатах – в середине века, докатилось теперь и до нашей многострадальной Родины. Ко-нечно, со своей спецификой. Речь идёт, как вы уже догадались, о сексуальной революции. Столица уже давно поражена этим бронебойным вирусом. А вот провинция, со свойственной ей медлительностью и инерцией, ещё держится за свои прежние стереотипы жизни. Однако оборона уже дала течь, и подобную эрозию менталитета уже не остановить.
Но хочется не просто мутить воду непреложными истинами, а поговорить о сексуальной культуре. Ведь дело в том, что, как говорится, на безрыбье и рак – рыба. Это очень похоже на сибирско-гопническое мировосприятие. Т.е. я хочу сказать, что если происходит революция политическая, то это не означает, что надо крушить всё старое до последней мелочи. Как и то, что если происходит революция сексуальная, то не стоит тут же очертя голову бросаться в манящие джунгли промискуитета.
У нас же именно так и происходит. Понятно, что пионеры любого нового веяния всегда отличаются чрезмерностью. Понятно также, что эта раскрепощённость идёт из мира богемы – именно в кругах художников и, в чуть меньшей степени, в кругах музыкантов, в экспериментальных театрах и независимых поэтических тусовках возникает первичный стимул, рождающий волну. Даже не смотря на то, что искусство сейчас ценится гораздо меньше, чем в советские времена. Хотя, именно поэтому и появилась возможность взрастить на сибирском чернозёме ростки европейской культуры – а секс в наше время на Западе является уже неотъемлемой частью культуры (ещё Ошо писал о том, что сексуальная революция, «взрыв придёт с Запада, ведь Фрейд, Юнг и Райх подготовили для этого почву…»). Именно – искусство, привыкшее быть всё время на виду, вдруг осталось «за кадром» - всё внимание общества сосредоточилось на политике, финансовом благополучии. Отсюда – всеобщая страсть к «перемыванию косточек» поп-звёзд – влезание в их личную жизнь, отсюда же появляется потребность в мыльных операх – заполнение того места, которое раньше занимало искусство. Потому что само искусство уже не способно возбуждать в обывателе таких чувств, как раньше: если в прошлые года, при совдепе, соцарт отражал реальные цели и задачи среднего класса – 99% населения, служил неким зомбирующим фактором, подвигающим на всё более и более активные действия «на пользу родины»; то сейчас некоммерческое искусство не способно и, самое главное, не желает подстраи-ваться под низменно-физиологические запросы общества. Вот и получается, что художник в наше время стоит перед выбором: налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – голову отсекут, а прямо пойдёшь – и вовсе в бездну канешь.
Эту метафору очень легко расшифровать. Если выберешь путь конъюнктурного искусства («налево»), то, приобретая блага цивилизации и некоторую славу (иногда вполне глобальную – как у Кичигина), теряешь связь с искусством искренним («коня»), с тем самым творческим потоком, который творчеством и зовётся в полной мере. И самое отрадное, что такой художник забывает, что делает он это по велению желудка, а не сердца – и продолжает гнуть свою линию уже в новом качестве. Работы такого мастера могут иметь грандиозный успех и, с такой же вероятностью, не иметь его вовсе.
Далее, ежели мастер выбирает путь затворничества: делает только так, как хочет и ни на кого не обращает внимания («прямо»), то удел его – так и остаться непризнанным при жизни широкой общественностью. Это потом уже его могут признать гением (как, например, Кутилова). А пока он будет творить – никто не подаст ему руку помощи, ведь конкуренция сейчас – самый мощный стимул к обособлению.
Ну, и последний путь – пытаться своё творчество пробить на рынке массовой культуры («направо»). Итог ясен и без объяснений: если ты делаешь что-то стоящее – «отсекут голову». Как говорится, талантам надо помогать – бездарности пробьются сами.
Есть ещё один выход, но о нём пока умолчим… А говорил я это всё вот для чего: те творцы, что выбирают «право» и «лево», в конце концов, от искусства устают и отходят. Их мы рассматривать и не будем. Однако те же, что пытаются сохранить равновесие, балансируя на пути «прямом», сейчас в Омске приобретают некоторый вес. Это, прежде всего, художники-авангардисты и фотолюбители. Первые имеют уже несколько своих галерей, которые в духе времени пытаются играть по современным условиям – привлекать спонсоров, покупателей, инвесторов – однако они работают на своём материале. Т.е. их искусство появляется не под заказ, не ориентируясь на настроение толпы, а – вследствие душевного порыва автора. Конечно, здесь уже появилась своя конкуренция и постоянные заказчики, но это – лишь «дань моде» – в наши дни без подобных явлений не просуществовать. Что же говорить о последних (фотолюбителях), то и они тоже, по большому счёту, внедряют в массы зародыши сексуальной интервенции. Но вернёмся пока к художникам «прямого пути». Их быт наиболее близок к быту европейской богемы, так как они проще воспринимают жизнь и охотнее изменяются, самосовершенствуются под действием каких-то новых веяний. Также гораздо проще они относятся к своей половой жизни. Не скажу, что все они – неизлечимые «альфонсы» и «сирены», однако же они очень чувствительны к красоте человеческого тела.
Поговорим теперь о молодёжной культуре – ведь именно в этой среде сексуальные отношения являются предметом нескончаемых разговоров и переоценок. К тому же, в юности закладывается основное восприятие секса и в течение жизни может уже не измениться ни разу. Поэтому, если богема не имеет сильного влияния на массы (как сейчас у нас), либо эта «творческая интеллигенция» не разделяет революционных нововведений, то сексуальную интервенцию проводят в жизнь представители молодёжных субкультур. В Америке, например, это были, с одной стороны, хиппи (начало положили битники), а с другой – голливудская оппозиция (типа Энди Уорхола).
Наша продвинутая молодёжь, устремлённая на чарты и хит-парады, тусуется с MTV и прочая. А это ведь – продукт той самой сексуальной раскрепощённости, которая имела место быть на Западе в прошлом веке (и не уменьшается в наши дни). Так что, прозападные тенденции в российской культуре (будь это молодёжные тусовки или тусовки художников) – это самые мощные двигатели сексуального прогресса. И, наверное, только в этом их «плюс» – ведь в остальном, культурное наследие русского народа как-то теряется на фоне блеска и лоска инородных форм.
Сущность sexual revolution
«Благодаря Фрейду на Западе произошёл великий переворот. Сексуальная революция разрушила все препятствия, запреты и подавления сексуальной энергии. Теперь секс легкодоступен, с этим нет никаких проблем. Секс стал доступен даже в большей степени, чем это нужно человеку, и это породило новую проблему. Исчезла романтика любви. Теперь на Западе не создают романтических произведений… В этом нет никакой необходимости…» (Ошо, «Тантра: энергия и экстаз».)
Я уже говорил, что первопроходцы во всех новых веяниях культуры всегда чрезмерны – а иначе на эти веяния никто и внимания не обратит. По крайней мере, пионеры sexual revolution намеренно придавались излишествам – это, в какой-то степени, было их самоутверждением, доказательством самим себе, что они имеют право так жить. Однако для них секс всё же был связан с некоей тайной, мистерией. Многие из них придавали сексу магическое значение, как многие рок-н-ролльные певцы, хиппи и прочие неошаманы (на-чиная с Алистера Кроули и заканчивая Раджнишем), для которых во главу угла были поставлены восточные философские системы – в том числе, и Тантра. Другие же, как Генри Миллер, превращали его в романтический акт, хотя и в современном духе (по сути, они брали на вооружение всё ту же Тантру, одно из её положений: для Миллера женщина – это божество, а секс неразрывно связан с любовью. Миллер, постоянно занимающийся сексом с разными партнёршами, видит в них лишь одну – Мару – свою единственную любовь. О, как же это похоже на практику Кроули и Уилсона! И одновременно, на Тантру). Не говоря уже о таких культовых фигурах, как Джим Моррисон или, к примеру, Микеланджело Антониони. Т.о. все провозвестники сексуальной революции на Западе считали секс неким священным действом, одни – сознательно прибегая к тантрическим методикам, другие – не имея о них даже малейшего представления.
Но что происходит сейчас в нашей стране – это какое-то хаотическое совмещение кусков различных парадигм, культур и эстетик. Даже те молодёжные музыкальные поп-группы, что находятся на пике славы и, причём, благодаря своей сексуальной привлекательности, уже начинают понимать всю нелепость подобной революции: эротика и даже порнография на телевидении, в литературе и театре достигла такого уровня, что для большинства мужчин женщина уже перестала быть таинственной. Романтика уходит из отношений между людьми. Создаётся такая пресыщенность эротикой, что нежность и любовь заменяются сексом и привязанностью. Секс становится агрессивен и повсеместен.
Однако, цитируя того же Ошо, «секс без любви жалок»! И не только с позиций морали – о ней мало кто сей-час помнит, но – с позиций духовности:
«Тысячелетиями человечество экспериментировало, пытаясь превратить сексуальную энергию в духовность… Подавление сексуальности всеми официальными религиями привело к появлению и распростране-нию порнографической литературы… Все мои усилия направлены на то, чтобы вы приняли секс как есте-ственный феномен жизни. Нет подавления – и потребность в порнографии исчезает».
И ещё: «Секс – это возможность для более высокой трансформации жизненной энергии. Пока это так, проблем не возникает, но стоит только сексу затмить собой всё, стать единственным выходом энергии жизни, он начинает разрушать. Он может быть инструментом, средством, но не самоцелью… Когда секс становится смыслом жизни, как это происходит в наши дни, средство достижения подменяет цель. Секс обеспечивает биологическую основу существования, продолжения жизни».
В какой-то мере, пользуясь терминологией Эрика Бёрна, современное общество находится на стадии «взрослости»: «Если… доминирует аспект взрослости, инстинкт к овладению партнёром и разрядке на-столько силён, что для чувственности остаётся мало места. Такой секс не даёт настоящего удовлетво-рения» (А. Лоуэн). Именно против этого предостерегают и Ошо, и Райх, и Лоуэн, и, собственно, тантристы.
Тантра и сексуальная революция
«Загляни в себя самого, найди и вырази божественность. Учись пробуждать в себе бога и богиню, учись использовать внутреннюю созидательную силу божества для трансформации тела и души, тем самым обогащая свою повседневную жизнь» (призыв тантристов).
Один из западных исследований Тантры писал, что в Америке Тантра стала популярна после книги Омара Гэррисона «Тантра: сексуальная йога»: «Несмотря на то, что сей труд представлял собой лишь поверхностное исследование темы, он давал … представление о сексе как религиозном ритуале. Происходило это на пороге так называемой «сексуальной революции», охватившей западное общество в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Следовательно, книга была своевременна». Далее автор говорит, что «Гэррисон «осчастливил» читателей некими пикантными подробностями, которые вполне могли повлиять на формирование мировоззрения»…
Почему же он назвал книгу Гэррисона «своевременной»? Ответ прост: Тантра – самое чистоплотное, эстетически и этически корректное учение и, кроме того, Тантра проповедует те же принципы, что и сексуальная революция, но, как это ни парадоксально, остаётся на морально-этических позициях ортодоксальных религий (за исключением, собственно, моральных табу на секс), признавая секс – достоянием духовности и инструментом для её достижения. Что же до «подробностей», которые могут «повлиять на формирование мировоззрения», то здесь автор ещё более справедлив: действительно, на стыке двух культур – патриархальной и новой, сексуальной – любое учение, затрагивающее сексуальную жизнь людей и воспринимающее её серьёзно и естественно, способно не только повлиять на мироощущение поколений, но и стать основой для дальнейшего хода сексуальной революции. Сейчас в нашей стране та же ситуация, что и тогда на Западе, а потому я считаю необходимым ознакомить вас с историей сексуальной революции и некоторыми аспектами Тантры в современном мире. Кроме того, литература по Тантре сейчас плодится так же, как лет десять назад появлялись книги толтеков (последователей и «коллег» Кастанеды) или лет пятнадцать назад – книги по восточным единоборствам и системам оздоровления. Но большинство из них, книг по Тантре, написаны седовласыми, извиняюсь, старыми пердунами, которые на старости лет решились заняться сексом. Это не то чтобы плохо, просто их книги не отражают истинных целей и методик Тантры, не говоря уже о том, что понимание её связано и с их возрастом, и с их прежним, совдеповским социальным положением и менталитетом. Потому считаю своим долгом предостеречь вас от прочтения подобных книг (как, например, «Тантра: искусство любви» москвича Льва Тетерникова) и разъяснить некоторые спорные моменты.
Итак, истоки sexual revolution. Вот что пишет о Франции 1920-х гг. Дж. Оруэлл: «В разгар бума, когда доллар был всесилен, а франк немощен, Париж заполонила толпа художников, писателей, учёных, дилетантов, любителей достопримечательностей, дебоширов и отъявленных бездельников – ничего подобного свет ещё не видел. В некоторых кварталах т.н. художников набиралось больше, чем рабочего люда, – подсчитано, что в конце 1920-х годов в Париже проживало едва ли не 30 тысяч живописцев, по большей части самозваных. Парижане до того свыклись с этой публикой, что хриплоголосые лесбиянки в вельветовых бриджах и юноши в древнегреческих и средневековых одеяниях могли разгуливать по улицам, не привлекая ни малейшего внимания, а по набережным Сены у Нотр-Дам было не пройти из-за мольбертов…» В такой среде царит атмосфера тотальной раскрепощённости, а подогреваемая оригинально-вычурными выходками отдельных личностей и целых групп художников, стремящихся к подобного рода самоутверждению или к привлече-нию к себе внимания, эта атмосфера становится катализатором антипуританской морали – что, собственно, и является зародышем сексуальной революции.
В Штатах всё было, конечно, по-другому. Вьетнамская война стала, должно быть, последней каплей – тысячи молодых людей выступили против – против войны, против такого уклада жизни, против аморальных законов Государства. Этим провозвестникам новой культуры, видимо, с рождения было дано дивное чувство прекрасного. Дети цветов – хиппи – интеллектуалы и просто бродяги дхармы, эти люди искали не эпата-жа и кичливости, но, наоборот, - спокойствия и любви, Красоты и Мира! Не удивительно, что в такой пацифистски настроенной среде прижились и пустили мощные корни всевозможные восточные учения, проповедующие ненасилие, недеяние, самопознание и самосовершенствование. Учения, которые говорили о Свободе внутренней. И, как следствие, о раскрепощении внешнего. Да, сексуальная революция пришла с Запада, но только благодаря целенаправленному слиянию с Восточной культурой.
Причём это лишь история главных вех – здесь умалчивается о зарождении sexual revolution, о культивировании новой идеологии и о многом другом. Как раз о том, чему мы с вами являемся свидетелями в наши дни, но уже в России. Сюжет похож до безобразия: та же тотальная свобода (правда, пришедшая «сверху» – в результате кардинальной смены политики страны) и то же увлечение самопознанием и культурами Востока. Вот и всё.
Что же до самой Тантры, то здесь разговор должен быть особый, потому что сексуальная революция выхватила по большей части лишь малую толику из этого учения – только то, что касается сексуальной культуры (к этому я ещё вернусь дальше). На самом же деле Тантра – это оккультная доктрина, которая ставит своей целью достижение человеком нирваны, просветление. Наряду с сексом в Тантре используются йога, мантры, янтры, мандалы. Причем не во всех тантрических школах секс используется напрямую – в некоторых школах «правой руки» сексуальный контакт между партнёрами практикуется только на ментальном уровне. Однако есть ещё и Тантра «левой руки» – наиболее экстремальный путь достижения Цели – где используются не только все традиционные виды секса, но также зоофилия, некрофилия и т.д. (об этом подробнее читай у Роберта Свободы). Однако Гэвин и Ивонна Фрост, изучавшие восточную Тантру в течении двух десятков лет, приводят несколько аргументов против существования «левой» Тантры: «…однако сама природа истинной Тантры состоит в том, чтобы всё, что выполняется, приносило удовольствие и было естественным». Т.е., Фросты утверждают, что вышеперечисленные занятия тантристов «левой руки» (хотя их терминология отличается от используемой мною терминологии Роберта Свободы) расходятся с самой концепцией Тантры. Что ж, спорить с этим я не буду – до тех пор, пока не познакомлюсь с представителем этой экстремальной школы (а ведь ещё Маркиз де Сад писал о людях, получающих удовольствие от садизма). Так что, будем говорить теперь только о «правой» Тантре, последователей которой даже в нашем городе становится всё больше.
Тантра учит тому, что человек должен делать только то, что доставляет ему удовольствие. Т.к. разного рода принуждения и запреты, во-первых, ведут к простоям и закупоривании жизненной энергии, а во-вторых, забирают слишком много сил. Ещё древним тайским учёным было известно, что истерия (раздражительность) у женщин вызвана сексуальной неудовлетворённостью. Интересно, что на исходе XIX века в России врачи снимали подобные расстройства у женщин руками! Так что, тантристы практически убедились в необходимости потакать своим желаниям (естественно, в меру). Поэтому Тантра – одно из немногих учений, призывающих есть всё, что хочется, заниматься сексом вне брачных связей, и т.д. Однако это только в сочетании с медитативными техниками и целенаправленным самосовершенствованием.
Мало кто знает о том, что Тантра во многом испытала влияние даосизма, который ещё за несколько столетий до её появления (по данным знаменитых исследователей даосизма) уже имел полностью разработанную практику сексуальной йоги. Сейчас уже трудно сказать, какие техники и принципы в этих учениях от даосской йоги, а какие от Тантры, т.к. за долгие века совместного существования они полностью перемешались. И всё же. Вот что пишет разработчик программы «Исцеляющее Дао» Мантэк Чиа: «Первые в мире, притом самые полные и подробные, учебники по сексу были изданы в Китае… Даосская сексология, именуемая также Сексуальным Кунфу (это означает буквально «сексуальная практика»), начиналась как ветвь китайской медицины. Древние даосы были сами себе врачами и уделяли одинаковое внимание и общему физическому благополучию тела, и сексуальному удовлетворению».
В каждую эпоху и в каждом этносе создавались труды о сексе и эротизме. В древности это «Наука любви» Овидия (Греция), «Кама сутра» в Индии, «Разговор о верховном Пути Поднебесной» Жёлтого Владыки (Китай). В эпоху Возрождения – «О любви» Марсилио Фичино, «О придворном» Бальдассаре Кастильоне, «О красотах женщин» Аньоло Фиренцуола, «Зерцало любви» Бартоломео Готтифреди. В современности – это, прежде всего, романы Генри Миллера, а также, в различной форме затрагивающие эти темы, «Сиддхартха» Германа Гессе (в форме эдакой сказки-притчи), «Пир во время чумы» Г.Г. Маркеса, «Роман с кокаином» М. Агеева и др. Из перечня вышеуказанной литературы очень заметна такая тенденция: в древности вопросы сексуальности не вызывали негативной реакции, потому что были естественны, и, собственно, книги по сексу писались в форме учебников и практических рекомендаций (рекомендаций, как достичь просветления через секс), далее подобная литература всё более «охудоживалась», превращаясь в иносказательно-повествовательные произведения. Однако последние десятилетия всё больше появляется практических трудов (типа книг Мантэка Чиа, Эрика Юдлава, Луиса Каллинга и др.), основанных на древних традициях тантризма и сексуальной йоги (я не говорю о просто порнографической литературе, которой в Интернете, а теперь и «в живую» хватает с избытком – она не несёт духовности, хотя не меньше способствует развитию сексуальной культуры в рамках сексуальной революции), так что есть надежда на гармоничное прививание отростков сексуальной революции на черенке современной культуры.
Постскриптум
«На рубеже двадцатого и двадцать первого веков ни для кого не секрет, что большинство предубеждений по поводу свободы половых отношений беспочвенны. Тем не менее, люди продолжают жить в эмоциональных рамках привычных сдерживающих стереотипов… В Древнем Китае и Древней Индии вовсе не существовало такого понятия, как «извращённые формы сексуального поведения»…» (Цитата одной из западных книг по Тантре).
Я действительно уверен в том, что сексуальная революция сейчас необходима. Так же, как и необходимо грамотное её восприятие и принятие. Именно поэтому родилось это эссе. Учёными всего мира доказано, что многие отрицательные чувства и эмоции – следствие сексуальной неудовлетворённости. Если и медицина, и наука, и философия, и оккультизм говорят нам о пользе секса, то зачем мы будем строить из себя бесполых и «чистоплотных» роботов, коими нас сделали совдеп и религиозные ортодоксы?! «Надо что-то менять», – говорите вы – художники, поэты, музыканты – вы хотите изменить мир. Но как? – вы не знаете. Все наши попытки что-то изменить приводят, по сути, к провалу, т.к. изменяют лишь нас – наше восприятие, причём не в лучшую сторону. А я призываю вас изменить себя, своё восприятие – и тогда изменится жизнь, изменится мир вокруг.
«Меня могут понять только новые люди, увидевшие тотальность того, что человек есть единение тела и души, что взросление возможно только посредством опыта…» (Ошо).
П.П.С.
Я, конечно же, рассказал далеко не всё. Если вам захотелось узнать больше, то рекомендую прочесть эти книги:
Раджниш «Тантра: энергия и экстаз»,
Джон Мамфорд «Тантрический экстаз»,
Исаак Боневиц «Реальная магия»,
«Энциклопедия Тантры (Алхимия экстаза)», М.: Локид-Миф, 2001г.,
Эрик Юдлав «Даосская Йога и сексуальная энергия»,
«Антология даосской философии» (сост. В. Малявин и Б. Виногродский),
Алистер Кроули «Восемь лекций по йоге»,
Мантэк Чиа «Даосские секреты любви».
КИНЕС КИЗИИТОВ