Инь или Ян?
Говорят, что мужчиной или женщиной не рождаются, а становятся. Или не становятся, что сегодня особенно актуально. На рубеже тысячелетий массовая культура являет собой гремучую смесь не только разных эпох, всевозможных стилей и этнических культур всей планеты, но и… полов! В самых разных сферах культуры можно легко наблюдать, как женское перетекает в мужское и наоборот.
Как ни странно, это кажущееся единство родилось в борьбе, когда феминистки опротестовали безобидное, казалось бы, высказывание Аристотеля о том, что высшее всегда надо отделять от низшего, как мужчину от женщины. И вот результат: границы разрушены, таможенный контроль снят. Мужчины, повздыхав, находят в новом положении вещей свои плюсы: теперь они могут беспрепятственно проникнуть на чужую, доселе запретную территорию.
В индустрии моды царит унисекс, что в переводе с французского означает «однополый», или «вне пола». Унисекс – это одежда, рассчитанная на использование как мужчинами, так и женщинами: брюки, джинсы, куртки, кроссовки и т. д.. Примечательно, что в этот изначально «джентльменский набор» постепенно включаются детали женского туалета: юбки, бижутерия, косметика. Современные модницы не по-женски воинственны. Заболевшие милитари-стилем «новобранницы» облачаются в камуфляж отнюдь не с целью остаться незамеченными. Средний род перестаёт быть исключительно грамматической категорией, и это касается даже музыкального мира. Природа часто помогает в этом, преподнося сюрпризы. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить Витаса, дивноголосую сирену в мужском обличии, или басовитую Таниту Тикарам.
Диффузия мужского и женского не миновала и спорт. В России, по примеру Запада, в моду входит мужская аэробика. Дамы же замахиваются на исконно мужские виды спорта: тяжелую атлетику, бокс и даже экзотическую борьбу сумо.
Наверное, не стоит паниковать по поводу экспансии среднего рода человечества. Тех, кто ведёт «двойную игру», можно понять, вспомнив философию древних китайцев: Инь и Ян, символизирующие две противоположности, которые существуют в каждой вещи, одно-временно противореча и дополняя друг друга. Нет ничего чисто Ян или Инь. Одно из них может лишь преобладать, никогда не устраняя другое. В каждом из нас кроется и мужское, и женское. Главное – вовремя разобраться, чего должно быть больше.
Современное язычество
«…Она взяла плоды и стала их есть и дала мужу, чтобы он тоже поел. Тогда открылись глаза у них, и они поняли, что наги…» Так, согласно ветхозаветной легенде, наши прародители – Адам и Ева – впервые проявили интерес к обнажённому телу. С тех самых времён человеческий интерес к чувственной сфере бытия никогда не угасал. Каждый новый ви-ток развития истории лишь предлагал своё осмысление этой «запретной» темы.
«В последние годы тема секса вновь стала очень актуальной в современном искусстве, однако теперь это любопытство исследователя, стилизация ребячьей раскованности вре-мён сексуальной революции 1960-х, ирония и пресыщенность, обусловленные декадансом конца века», - считает известный российский фотограф Ольга Свиблова. Если сексуальная революция 60-х была реакцией на пуританство послевоенной поры, то её новый виток на рубеже веков является, скорее, повторением пройденного материала, ироничными мемуарами Казановы. (Эта фраза касается лишь Америки, в Европе всё совсем иначе, не говоря уже о российской действительности, в которой всё только начинается. - Ред.)
Актуальность обнажённого тела в третьем тысячелетии связана не только с событиями не так давно минувших дней, но и с возвратом к истокам, уходящим своими корнями в глубокую древность. Культурологи называют бодицентризм симптомом оязычивания культуры. Культ тела, его желаний и инстинктов нашел отражение в самых различных её проявлениях. Искусство возводит эротику в ранг божества. Тело празднует языческий триумф в работах талантливых художников и фотографов, в шедеврах кино, не говоря уже о развлекательных телепрограммах и рекламных проектах. Обнажённое тело вдохновляет знаменитых дизайнеров на создание дерзких творений. Соответствующие сайты в Интернете, число которых растёт в геометрической прогрессии, пропагандируют всё тот же культ телесности.
Любопытно, что сегодня, как никогда раньше, возрос интерес к мужчине как к главному действующему лицу эротических фотосюжетов на страницах популярных изданий, и не только. Мужчина вступает в соперничество с женщиной практически во всех проявлениях эротики. Возможно, объяснение усилившегося интереса к сексуальности следует искать в том, что тело стало едва или не единственным различием между мужчиной и женщиной. Ибо унисекс отвоёвывает всё новые рубежи: «вне пола» оказались не только профессиональные и семейные роли, но и внешние различия представителей сильного и слабого пола (причёска, одежда и т.д.).
Пещерное «подполье» сознания современного язычника воспроизводит древнейший мир символов – знаков пола. Только их первоначальный тайный смысл, связанный со здоровьем, плодородием, жизнью, давно утрачен. Приобретён ли новый смысл? Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным, и всё же думается, что этот смысл далеко не нов, и имя ему – Красота.
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВА