В прошлом номере журнала мы анонсировали уникальную акцию, впервые проходящую в Омске кино-рок-концерт, который устраивал «Патефон Сквер» совместно с ГУК «Киновидеоцентр» 28 апреля. Это сольный концерт экспериментальной рок-группы «Пенелопа Dreams» (лидер Кинес Кизиитов), во время которого на большом киноэкране демонстрировались отрывки из фильмов Андрея Тарковского и прочих «культовых» режиссёров ХХ века. Такого в нашем городе ещё не было! Зрительный зал ДК Малунцева был заполнен более чем на половину, но начало концерта пришлось оттянуть, т.к. кассир не успевала продавать билеты и очередь в кассу приходилось занимать прямо с улицы. Что касается самого концерта «ПD» исполнили 5 песен со своего дебютного альбома «Точка Весны»: хит «Женщина», во время которого на экране шли отрывки из «Забриски Поинт» Антониони и «The Doors» Стоуна; ещё один хит «Человек На Земле» (посвящённый Максу Бушину и всем ушедшим рок-музыкантам), иллюстрированный отрывками из «Жервоприношения» и «Андрея Рублёва»; оптимистично-светлая песня «Здравствуй, Весна!» (музыкальный ответ Орефьевой на её «Сторону От») со сногсшибательным видеоколлажем из «Ускользающая красота» Бертолуччи; очень светлая и очень красивая «Посмотри Мне В Глаза» с видеорядом из «Иваново Детство» и «Ностальгии» Тарковского; и, собственно, визитная карточка группы, инструментальная гордость альбома «Пенелопа». И 4 новых песни: философско-лирическая «Свеча», во время которой на экране шёл отрывок из «Ностальгии» Тарковского, где Олег Янковский несёт свечу к краю высохшего бассейна; заводная ритм-н-блюзовая «Моя невеста» с кадрами из «The Doors» Оливера Стоуна; совершенно умопомрачительный психодел «Милиция» (почти 9 минут!), иллюстрированный отрывками из документальных и художественных фильмов о хиппи и Вудстоке, в том числе «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама; и лирико-декадентская «Моя квартира» с кадрами из Бергмана(!) и Тарковского. Для Омска этот концерт почти что сказка: сзади меня в зале какая-то парочка всё время спорила о том, омская это группа или нет («не может быть омской», доказывал парень, «слишком круто»)...
* * *
4 апреля исполнилось бы 70 лет Андрею Тарковскому, талантливому кинорежиссёру, творившему в 60-70-е годы, названные позже «эпохой застоя». Его фильмы это совершенно иные миры, но о мире нашем. Тарковский, пишущий метафорически и так же метафорически снимающий свои киноленты, рассказывает своему зрителю обо всех проблемах души и духовности человека. Фраза «своему зрителю» здесь не случайна, т.к. чистоту и глубину морали Тарковского понять может далеко не каждый. Далеко не каждый способен замедлить свое внутреннее время, чтобы войти в этот уникальный мир Андрея Тарковского, который, по его словам, полностью отражает советскую действительность.
Жаль, что он не дожил до наших дней, однако, кто знает, как бы сказалось хаотическое смешение всевозможных свобод на самом тихом из бунтарей и самом конформном из диссидентов кинорежиссёре-творце. Его деятельность была сопряжена с гонениями и давлением «сверху», а потому уже неотъемлема от них. И только в атмосфере подобной тотальной несвободы, постоянного страха и боли мог проявиться настоящий талант Тарковского, каким мы его знаем. В наши дни его бы назвали «воином духа», как, впрочем, и его зарубежных коллег таких, как Микеланджело Антониони, Оливер Стоун, Денис Хоппер, Ингмар Бергман, Жан-Люк Годар, Бернардо Бертолуччи, Милош Форман, Луис Бунюэль, Эмир Кустурица, Терри Гиллиам и др. Часть перечисленных режиссеров были знакомы с Тарковским, часть с его творчеством, часть были его предшественниками. Однако и те, и другие, несомненно, являются интересными фигурами в мире интеллектуального или «элитарного» кино. Их фильмы направлены, по большей части, немногочисленным творцам и интересующимся свободным творчеством людям. Но таких людей всё больше и больше.
Одной из основных тем Тарковского является любовь. Тема женщины звучит в его фильмах какой-то особенной нотой, далёкой от всяческой пошлости и лжи. Женщины Тарковского святые, способные изменить мир одной мыслью («Жертвоприношение»), выбирающие участь сопровождать Избранного («Сталкер»); женщина-мать ещё чаще появляется в его творчестве («Ностальгия», «Иваново Детство»). Женщина, как воплощение всего прекрасного сказал однажды Тарковский.
Очень близко такое видение мира лидеру рок-фолк-группы «Пенелопа dreams» Кинесу Кизиитову, песни и стихи которого во многом пересекаются с творчеством Андрея Тарковского, а некоторые могут даже "иллюстрировать" его. Именно поэтому появился проект «Точка Весны» кино-рок-концерт, во время которого на большом экране будут демонстрироваться отрывки из фильмов Тарковского (в первой части) и других «воинов духа» Антониони, Гиллиама, Бертолуччи и пр. (во второй), а также прозвучат стихи отца Андрея поэта Арсения Тарковского. Мистико-трагичное и лирически-духовное два главных аспекта, в которых пересекаются песни группы «Пенелопа Dreams» и фильмы Андрея Тарковского.
К. КУЛЬТОВ
Кино без границ
А вот совершенно новый проект. 24 ноября «Патефон Сквер» совместно с КВЦ провели уникальную акцию-перфоманс «Линия Арт-Хаус», где помимо сногсшибательного (читай крышесрывательного) экспериментального кинофильма «Спальный Вагон» Свердловской киностудии демонстрировались творческие работы в стиле арт-хаус в музыке, танце, пластике, фотографии и концептуальном искусстве. Участие приняли группа «Пенелопа Dreams», арт-группа «Макс», молодые фотографы, актёры Студии «Зелёная» и танцоры Студии импровизации и перфоманса.
Когда-то давным-давно в нашем городе существовал такой замечательный клуб «Зеркало» в кинотеатре «Спутник», в котором с определённой периодичностью проходили уникальные киносеансы. Уникальность их заключалась в том, что это были тематические вечера с обсуждениями фильмов. И фильмы демонстрировались там очень редкие: вся европейская киноклассика и прочий кино-авангард, как то: Эмир Кустурица, Луис Бунюэль, Микеланджело Антониони и пр. А кроме того, здесь выступали со своими песнями наши интеллектуальные панки Егор Летов, группа «Пик Клаксон» и др.
Публика, надо сказать, собиралась здесь интереснейшая. Жаль, конечно, что всё закончилось. Но: всё течёт, всё изменяется. Правда, вышеназванные режиссёры и их кинотворчество остаются до сих пор достоянием далеко не массового зрителя. Это, без снобистского пафоса и ложной гордости, очень точно называется элитарным искусством. На западе уже много лет существует разделение кинорынка на массовое кино и на так называемое арт-хаусное.
Арт-хаусом первоначально назывались кинотеатры для «подготовленного» зрителя, где демонстрировались фильмы режиссёров интеллектуального и экспериментального плана. Позже арт-хаусными стали называть сами фильмы. Так вот, на западе существует чёткое разделение на кинотеатры арт-хаусные и кинотеатры, демонстрирующие «блокбастеры», мелодрамы, и прочую проголливудскую чепуху. По словам пионера российского арт-хауса Сэма Клебанова, во всём мире кинотеатры делятся на те, в которых продаётся поп-корн и те, в которых он не продаётся: «Где не продаётся, это арт-хаус, где продаётся это мейнстрим». В 1998 году Сэм Клебанов привёз в Москву фильм «Фейерверк» Такеши Китано, известный до этого только киноведам и кинокритикам. И с тех пор в обиход прочно вошло иностранное слово арт-хаус. Так же, как своеобразный лейбл «Кино без границ» серия кино, демонстрирующихся Клебановым сотоварищи.
Так, совсем недавно на киноэкранах нашего города появилось современное российское арт-хаусное кино «Даун Хаус». Это вариации на тему романа «Идиот» Ф.М. Достоевского. Причём все характеры героев выдержаны в контексте романа, однако помещены они в наше время, в 21 век. Весь фильм изрядно удобрен шутками «ниже пояса», смешными персонажами и сценами из их жизни. Например, любимый актёр многих ценителей арт-хаусного кино, Александр Баширов играет Фердыщенко, который как это свойственно практически всем ролям Баширова имеет свойство неадекватно реагировать на происходящее. Или, попросту говоря, пукает везде и, причём, очень музыкально. Весёлый такой винегрет из классики, непристойных историй, ярких характеров и поисков любви.
Интересно ещё и то, что абсолютно все зрители, посмотревшие фильм в ДК Сибзавода, остались очень довольны. И интеллектуалы, и «дети проходных дворов», и рабочая молодёжь. Видимо, Качанов режиссёр «Даун Хауса» и нашумевшего немногим ранее «ДМБ» нашёл очень хороший компромисс между арт-хаусным кино и массовой культурой: эдакая лёгкая профанация «высокого искусства», комедийная квинтэссенция насущных вопросов современной молодёжи.
В Москве за последние несколько лет открылось семь кинотеатров, демонстрирующих подобные фильмы. Правда, не все из них показывают только арт-хаус. Наметилась даже настораживающая тенденция совмещения кинематографа массового и развлекательного жанров с арт-хаусным кино. Т.к. последнее, ясное дело, не является прибыльным. Верными себе остаются пока что только «35 мм», «Другое кино», «Ролан» и «Пять звёзд». Причём, фильмы «Проекта 35» всегда стремились создавать оппозицию американскому мейнстриму это были французские, германские, мексиканские, таиландские и корейские киноленты.
В Омске линию «Кино без границ» по мере возможностей освещает Киновидеоцентр. Постепенно возрастает интерес горожан к нетривиальному кинематографу: всё больше зрителей появляется на этих киносеансах. Видимо, действительно, назревают качественные перемены в восприятии искусства. Именно поэтому 24 ноября была проведена акция «Линия Арт-Хаус», цель которой «подготовка» омского зрителя к восприятию «искусства для подготовленного зрителя», т.е. арт-хауса.
КИНЕС КИЗИИТОВ