На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Патефон Rock: Музыкальная студия Политеха | Патефон Сквер №4

В 70-е годы буквально на каждом факультете ОмГТУ (тогда еще ОмПИ) существовал свой ВИА. Некоторые из них были широко известны в городе и постоянно выступали на танцплощадках и различных праздниках. Это, во-первых, суперпрофессиональный коллектив «Альтаир» (на фото), название которого до сих пор всплывает в разговорах о музыкальном прошлом Омска. Лидер ансамбля — композитор Сергей Березинский (ныне живущий в Израиле). Появился «Альтаир» в 1976 году и сразу завоевал успех — в основном, из-за точного копирования один-в-один композиций «Led Zeppelin», «Deep Purple» и т.п. Кто-то из музыкальных критиков сказал, что Россия выдала только один оригинальный жанр поп-музыки, достойный мирового значения — ВИА. И уровень «Альтаира» подтверждает вышесказанное на все сто.

Ещё одним интересным ансамблем являлся «Экипаж» (см. фото ниже), в котором участвовали второкурсники факультета холодильных машин. Ребята пробовали играть свои песни, а в 80-м году сотворили оригинальную рок-ораторию «Времена года» на стихи интеллектуальных поэтов (Пастернак, Тарковский, Вознесенский) и выступали с ней на танцплощадках. После этого «Экипаж» распался, оставив после себя несколько вокалистов. Однако второй состав ВИА продержался до 1986 года, исполняя в акустике интерпретации народных песен. Биографии музыкантов «Экипажа» довольно любопытны: один сейчас является генеральным директором Хлебодара, другой — подполковник московской милиции...

Надо сказать, что этот ансамбль считается предшественником рок-движения Политеха. Был ещё один — под названием «Славяне» (на фото), который в довольно жёсткой обработке исполнял русские народные песни. Это было в 1977-1982 гг.; в его состав входили трубач, саксофонист, гитарист (гавайская гитара), флейтист и два клавишника.

Первой же рок-группой Политеха стала «Особое Мнение», появившаяся в 1979 году. Её называют также самой долгоиграющей группой среди политеховских, т.к. (с перерывами) она просуществовала 17 лет. Основатели «ОМ» — Сергей Мезинцев и Александр Шестаков (на фото внизу)— очень плодовитый и самодостаточный дуэт (они писали музыку только вдвоём); к ним присоединились также барабанщик и соло-гитарист «Экипажа». В те годы при студклубе ОмПИ открылся студенческий политический театр «Солидарность», который существует до сих пор, правда, под другим названием. И музыканты «ОМ» стали играть в нём, писать музыку для спектаклей (до них этим занимался «Экипаж», музыканты которого окончили институт в 1979 году и ушли из театра), параллельно выступая на танцах. Нынешний режиссёр этого театра Павел Мошкин (в ту пору — студент Политеха и активист комсомольского движения), писавший для «ОМ» тексты, рассказывает: «Тогда люди без конца подбирали музыку, копируя всё, что где-либо слышали, списывали на слух с магнитофонных катушек слова песен и пр. А Шура с Серёгой постоянно придумывали что-то своё...». «ОМ» как нельзя лучше пристроились в Политехе: главной задачей театра было — клеймить американский империализм, так что критически отображающие советскую действительность песни группы в контексте спектаклей воспринимались вполне позитивно. В то время, как других музыкантов за подобные тексты могли наказать. Так группа просуществовала до 1985 года, считаясь основным музыкальным проектом ОмПИ. Последние два года Шестаков и Мезинцев работали только в дуэте. Вдвоём же, они записали альбом лучших песен в первой в Омске студии звукозаписи Юрия Шатилова (она находилась в студии «Творческое Содружество» ДК Звёздный, в ней была невообразимая для того времени техника — стена из 10 магнитофонов, пишущих одновременно! Сам Шатилов устраивал музыкальные спектакли с использованием мощных технических средств вплоть до внутреннего телевидения). Где-то в эти годы появился в группе клавишник Андрей Сергейчев, который позже, в 1986-ом, записал в студии Шатилова музыку наподобие Ж.-М. Жара (!). Сергейчев вместе с Вячеславом Бигбаевым играли в Звёздном в команде «Тет-а-тет». Бигбаев также играл и с «ОМ» музыку для спектаклей. Интересно то, что удмурт по национальности, Вячеслав по рассказам свидетелей имел такое афро-американское блюзовое чутьё и владел таким мастерством импровизации, что народ пребывал в состоянии некоего благоговения, заказывая ему сыграть на фоно только что виденные сны, разнообразные «картинки» и пр. Что касается лидеров «ОМ», то в период 1985-1987 гг. Мезинцев проходил службу в рядах советской армии, поэтому группа на эти два года перестала существовать. Однако с возвращением Сергея на «гражданку», «ОМ» вновь появилась в Политехе. Сергейчев сел за фортепиано, а Александр Муравинский за барабаны. К тому времени в ОмПИ появилось уже несколько молодых рок-команд, которых, естественно, тянуло к «первопроходцам». «ОМ» стала ориентиром политеховского рок-движения ещё на несколько лет. Ну, и к тому же, они имели официальный статус и репетиционную базу с хорошей аппаратурой. Всё это позволило музыкантам записать ещё три качественных альбома: 1) в 1989г. прошла запись альбома без названия на радио у Шабанова; 2) в 1991г. были записаны песни Сергея Козачи; 3) в 1992 г. был записан альбом «Контрабанда», в который вошли различные музыкальные идеи, переосмыслен ные группой; на обложке красовалось фото жандарма в форме, который, на самом деле, является прадедом Павла Мошкина. Из этих альбомов только «Контрабанда» распространялась в массы. Профессиональное, чистое звучание, крен в сторону рок-классики и подача своей музыки группой «ОМ», всё же, не всех приводила в восторг — первый раз послушав их выступление, Игорь III, пренебрежительно сказал: «Пинк Флойд какой-то!..».

Помимо «ОМ» в Политехе в 1988 году появились ещё две мощные команды: «Пик Клаксон» и «Кризисное Отделение» Андрея Мошковцева (на фото). Конечно, «Пик Клаксон» не являлись студентами ОмПИ, а просто репетировали на базе «ОМ», где и записали один из своих альбомов «Страна назначения СССР» (читай об этом в «ПС» №2). В эти годы, когда на Летова и «Гражданскую оборону» шли гонения, «ПК» являлась группой №1 в Омске.

А с 1989 года пошёл «вал» рок-команд ОмПИ, и студклубу удалось «отвоевать» у администрации института несколько помещений для репетиций. Тут же появились ещё несколько мощных команд: в 1992 году «Мацтук Моркст», «Мамина Комната», Варя Ледянцова и «Лебые Братья», «Хижина Поцелуев» (Игорь III).

Каждая группа сама по себе уникальна. Мацтук, например, в отличие от других, появился в Политехе как уже сложившийся музыкант. Поэтому, независимый и знающий, чего хочет, Мацтук сразу потеснил «ОМ».

«Мамина Комната» — полная противоположность Мацтуку: играть ребята учились «с нуля», научившись сносно держать инструменты в руках за год-полтора. Павел Мошкин охарактеризовал их как «банда», а директор рок-клуба Сергей Попков напророчил им быть звёздами. Звёздами «МК» не стали, но до сих пор ребята играют музыку. Надо сказать, что «МК» — это ребята-однокашники, ещё в школе они играли в группе под гордым названием «Элита». А позже, в 93-м, они разделились на три команды: «С4», «Сентябрь» и «Клонферта» (группа Ольги Виницкой).

Тогда же, в 1992-ом состоялся первый концерт Вари Ледянцовой (на фото) с группой «Левые Братья». Эта были песни Мошкина на музыку Рэя Чарльза, Джима Моррисона и т.д. В группе играли Гоша Виноватов — бас, Олег Константинов — клавиши, В. Мещеряков — скрипка. А ещё в этом же году звукорежиссёр «ОМ» Василий Метелёв (на фото) создал бескомпромисную пост-панк-банду под названием «Пропавшие без вести», которую сравнивали с Ником Кейвом...

Однако всё хорошее вскоре заканчивается, прошла золотая пора и в Политехе: в том же 1992-ом году у студклуба отобрали зал в шестом корпусе, где проходили концерты и репетиции. Забавно, но часто по вечерам в Политехе репетировало сразу пять-шесть групп. Этот факт в своё время озадачил и приятно удивил представителя власти, заглянувшего «на огонёк» проведать ситуацию в институте. Да, но потом была тяжёлая зима, дважды рвало трубы в зале, причём затопило дискотечную аппаратуру и технику «ОМ». Остался всего-лишь один пульт, на котором муз.студия работает до сих пор. Кстати, вину, как всегда, свалили на студентов. И вот, из-за отсутствия репетиционной базы все, кроме группы «Кровавый Утренник» (читай «ПС» №1), переехали в ДК Звёздный. Рок-жизнь в Политехе постепенно впала в спячку, из которой до сих пор не совсем выбралась. Однако, это уже совсем другая история, о которой вы узнаете из следующих номеров журнала.

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011