На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Для друзей и ищущих... | Патефон Сквер №5

Творчество — зов испуганного человеческого сердца.
Теннеси Уильямс

...Тогда неминуемо приходит один из нас — людей; он во всём подобен нам, но несёт в себе таинственно заложенную в него силу «видения». Он видит и указывает. Иногда он хотел бы избавиться от этого высшего дара, который часто бывает для него тяжким крестом. Но он этого сделать не может. Сопровождаемый издевательсвом и ненавистью, всегда вперёд и ввысь тянет он застрявшую в камнях повозку человечества.
Василий Кандинский

 

только для друзей и ищущих...

Занимаясь любым делом, отдаваясь процессу полностью, человек — и это закон человеческих джунглей — сталкивается с разнополярной прецессией собственного места в жизни, своего образа в глазах и думах других людей. Проще говоря, всеобъемлющий закон дополнительности (по поводу которого лучше всего общаться с Нильсом Бором), в каждом пространственно-смысловом узле меняет характер окружающей тебя среды в соответствии с изменениями, которые ты образуешь в своём микрокосме. Великое — в малом, если верить даосам. Потому, что из малого и появляется Универсум, из пылинки, из Ничего происходит главный парадокс существования — рождается Всё. Не-бытие дополняется бытием.

Именно так начинается Путь, о котором пишет Кандинский: «он видит в себе таинственно заложенную в него силу...». Так рождается, например, Художник из тридцатилетнего учёного — что произошло в случае с упомянутым Кандинским. Так баховский Мессия пытается скрыть своё предназначение, работая обыкновенным плотником. Так близ дома Максимилиана Волошина образуется — за долго до его рождения — скала, в которой явно просматривается профиль значительного русского поэта. Так персонаж любимейшей моей книги «Последний Мир» Кристофа Рансмайра Котта пускается в путешествие, которое меняет не только видимое, но вообще всё сущее, подменяя мнимую реальность субреальностью Котты-Назона, которые оба — есть проявленный закон дополнительности. Божественное дополняется в человеке в той же степени, что человек дополняется в божественном внутри себя. Только эффект здесь гораздо мощнее: одно дело возводить дробь с большим знаменателем в степень и получать число, стремящееся к нулю, другое — перевернуть эту дробь (что и является названным уже Принципом) и получить на выходе результат, приближающийся к бесконечности тем сильнее, чем больше был знаменатель (Чистота, Дух) и чем больше был показатель степени (стремление к Богу, Любовь). Только так, отрешившись и отдавшись, можно творить. В верхнем пределе, это судьба Бодхисаттвы, в нижнем — уличного поэта. Но если взять — хотя бы мысленно — этот духовный интеграл, мы как раз и получим андреевскую Розу Мира. Утопию, о которой мечтали многие из нас. К примеру, омский концептуалист Евгений Вигилянский сотоварищи лет десять назад продвигали в массы идею создания Творческого острова — пять тысяч самых творческих людей страны должны были поселиться на одном острове и создать эдакий творческий взрыв, цепную реакцию творчества. И что же, не прав в таком случае Теннеси Уильямс?

Это всё, конечно, не простые размышления о смысле жизни. Это — наше с вами состояние — парадигма творчества, если хотите. Дело в том, что мы сами выбираем свой путь, и отвечая на многочисленные вопросы, в чём же состоит миссия или идеология нашего журнала, говорю и повторяюсь: мы — не узконаправленное издание, не журнал для какой бы то ни было субкультуры. МЫ НИКОМУ НЕ ХОТИМ НАВЯЗЫВАТЬ НИКАКОЙ ИДЕОЛОГИИ (кроме идеологии творчества и творческого восприятия мира). Пусть каждый делает это сам. А за себя мы, как говорится, отвечаем. Мы не хотим быть вседоступным, и это не снобизм и не оправдание — мы такие, и всё! Не прав тот, кто думает иначе: будто мы намеренно называем себя элитарным журналом — нет, это просто естественный отбор. Способ восприятия мира и состояние ума. Если ты не математик, ты же не будешь обижаться на издателя математических книг из-за того, что ты их не понимаешь. Или — книг сугубо лингвистического характера. Или — журнала спелеологов. Тут — тоже самое. Хотя здесь и нет ярковыраженной профессиональной или иной социальной группы, это, всё же, достаточно определённый вектор с присущим ему направлением и конечными координатами. Как говорит омский скульптор Александр Капралов: не важно, чтобы зрители поняли то, что ты хотел изобразить, главное — пусть они думают. По большому счёту, это так. Мы просто хотим общения с думающими людьми. С вами.

ПРОФЕССОР ПАТЕФОН

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011