На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Гастроли | Патефон Сквер №5

Скорпионы в городе

Весной в Омске дала концерт легендарная немецкая группа «SCORPIONS». Для того, чтобы поразить провинциального зрителя, продюсеры привезли московский «звук», заплатив за него 50000 долларов. Звук, действительно, был отменный. Да и декорации были подстать: звёздное небо, на котором оранжевым светом светилось название группы. Более того, начинался концерт с конкурса красоты: местные девчонки из элитных модельных агентств боролись за право участвовать в последующем конкурсе среди лучших красавиц из всех городов России, где «скорпионы» дадут концерты. Победительница, мол, будет сниматься в новом клипе живых легенд. Однако все эти ухищрения так и не помогли заполнить зрительный зал СКК, где проходил концерт (было продано всего лишь 1500 билетов) — толи цены слишком кусачие, толи омичи предпочли послушать родного Валерия Леонтьева, который в это же время выступал в Концертном зале (и там-то уж зал был забит до отказа).

 

Волшебство Куин

Я думаю, мало найдется в городе истинных ценителей детективной литературы, а потому фамилия известного в узких кругах американского сыщика не приходила в голову случайному прохожему, прочитавшему это название на афише, висевшей весной на стене филармонии. Однако и имя Фрэди Меркури вряд ли вспоминалось в связи с написанным по-русски названием его группы — «Queen» — «Королева». Немного вызывающе, немного амбициозно, но почему бы и нет — бывало, говаривал Меркури, рассуждая о ней. И тем не менее, широкомасштабная рекламная кампания возымела результат — в назначенный день вся продвинутая молодёжь объявилась в Концертном зале для того, чтобы услышать музыку кумира своих отцов. И всё бы ничего, когда бы исполнителями были бы сами легендарные «квины» — быть может, появилась бы ещё тысяча фанатов Фрэди. Но исполнял музыку камерный струнный оркестр из Екатеринбурга, состоящий из 15 человек, уместившихся на маленьком пятачке в середине сцены. Студенты и их учителя. Конечно же, играли они здорово — слажено, мило, технично. Однако, что бы ни говорили, десять смущённо переговаривающихся в перерывах между композициями студентов-скрипачей нисколько не способствуют появлению в симфонической музыке энергетики и драйва рока.

К. КУЛЬТОВ

 

Кен Хенсли в Омске!

Прелюдия

Омск не избалован визитами настоящих супер-звёзд музыки. Поэтому появившуюся в начале марта афишу с именем Кена Хенсли мы восприняли неоднозначно. Возможность близкого общения с легендарным музыкантом настраивала на радостный лад. Но своеобразие музыкальной культуры среднестатистического омича, предпочитающего всякие фабрики «звёзд», белок, стрелок и иже с ними заставляло тревожиться. Действительно, срыв концерта Криса Нормана прошлым летом даёт на то основания. До последних дней мы не были уверенны — состоится ли концерт вообще: уж больно вяло народ покупал билеты, несмотря на то, что цены были доступны даже школьнику — от 400 до 1000 рублей (ну уж, это Вы, Николай Павлович, загнули чего-то про школьников! — Ред.). Даже когда Николай Ремезов (организатор омских гастролей) назвал время пресс-конференции, сомнения не рассеялись: в этот же день, 15 апреля, в Омск приезжает В.В. Путин, и как бы чего не вышло. Визит президента РФ внёс некоторые коррективы в график пребывания мистера Хенсли в Омске. Назначенная на полтретьего встреча с пишущей братией в «Доме журналиста» так и не состоялась: «органы» велели Татьяне Лукиничне запереться изнутри и никого не пускать. За три часа до выступления «тайными разбойничьими тропами» Кен Хенсли всё-таки был доставлен в Концертный зал. К тому времени некоторые журналисты ужо расселись в холле КЗ и смиренно ожидали.

Историческая справка

В сознании рядового любителя рок-музыки имя Хенсли прочно ассоциируется с названием The Uriah Heep. В этой группе музыкант проработал более десяти лет. Но в UH Кен пришёл уже сформировавшимся композитором и музыкантом. К тому же, на дворе уже

2003-й год, а не 1982-й, в котором маэстро вынужден был покинуть группу, запутавшуюся в противоречиях саморазвития.

В Омске The Uriah Heep стали известны случайно: в 1972 году во время гастролей ВИА «Иверия» исполнили две песни «прогрессивного певца Юрия Хип «Sunrise» и «July morning». Что имелось в виду в англоязычной версии композиторы поняли только через 25 лет, но изысканный мелодизм песен покроил всех. «Наши песни!» — сказали молодые омичи, и через некоторое время «Орфей» уже исполнял полюбившиеся мелодии на танцах в «Нефтянике». Скоро в городе появились и первые диски с «хипами». Мы узнали, что «Июльское утро», «Цыганку», «Восход солнца», «Леди в чёрном», «Парк», «Сны», «Лёгкую жизнь» и многие-многие иные популярные в Омске песни создал Кен Хенсли, который играл в «UH» на органе и гитаре и неплохо, к тому же, пел.

Конечно, большинству Хенсли известен благодаря работе в классическом составе UH, музыку которых многие критики считают олицетворением эпохи 60-70-х — гротеск, прогрессивный и пышный. Вклад Кена в копилку шедевров группы оказался самым весомым. Если судить по современным концертам «хипов», кажется, что он и не уходил из группы: по-прежнему народ требует его композиции, а клавишники вынуждены копировать волшебный звук его органа. Уход Хенсли из UH выбросил группу на периферию рока: ансамбль потерял если не всё, то очень многое.

Пресс-конференция

Вот со служебного входа появляется неброско одетый длинноволосый человек, похожий на индейца. Это он — великий Кен Хенсли. Дружно вскакиваем и крепко жмём руку маэстро, радостно крича: «Hello mr. Hensley! Welcome to Omsk!».

Три телекамеры да десяток омских журналистов, большинству их которых интересней кто-нибудь из «рождественских встреч». Традиционный вопрос: «Как гостю Омск?». Хенсли вежливо отвечает, что «никак», ибо гастроли — это всегда «аэропорт-отель-концерт». Трижды давал концерты в Санкт-Петербурге, но знаменитые музеи так и не посетил. Хотя однажды повезло, и он смог совершить поездку по городу. Омск всё же удостоился доброго слова: «Неожиданно солнечно, хотя и холодновато. Где знаменитые сибирские льды и медведи на улицах?».

Девочки из каких-то мелких газет (по нашим данным, это были «Воскресенье», «Жизнь» и «Вечерний Омск» — Ред.) выпытывают отношение мэтра к современным рок-группам, а также к исполнителям рэпа, хип-хопа и т.д. Современные группы, по мнению Хенсли, скучные и все на одно лицо. Слушая их музыку — как правило, по радио вовремя поездки на автомобиле — он не может для себя выделить что-либо достойное внимания (логично: разве по радио передают «настоящий рок-н-ролл»!? — Ред.). О русских группах, к сожалению, не знает ничего. Рэп и пр. не слушает.

В The Uriah Heep не вернётся никогда, т.к. играл в другом UH, где пел Дэвид Байрон, а на басах был Гарри Тэйн. Но они уже на небесах. Из бывших коллег по группе сохранил хорошие отношения с Джоном Уэттоном (басист UH в 1975-76 гг., ныне участник группы The Asia).

Следующий студийный альбом уже сведён и выйдет on the next month.

Сейчас Хенсли живёт в Испании со своей невестой Моникой. Вот, кстати, и она. Думает о жизни, коллекционирует легковые автомобили, пишет музыку и общается с друзьями.

На данный момент ему аккомпанируют: Джейсон Бонем — ударные, давний коллега Джон Глэскок на басу и испанский сосед Джо Конас — гитара.

Всем счастья в личной жизни, приходите на концерт! Автографы — с превеликим удовольствием!

В это время на сцене уже заканчивали установку оборудования, которое — в том числе и уникальный ламповый электро-орган «Hammond» (его можно увидеть на фото из буклета к диску «Free Spirit» 1980-го г.) — прибыло в Омск на двух двадцатитонных трейлерах.

Концерт, наконец-то!..

Две трети билетов, всё-таки, раскупили. Солидные люди пришли послушать кумира своей молодости, по-прежнему находящегося на вершине рок-олимпа. А на крыльце КЗ местные тинейджеры задирали «стариков, тащившихся слушать своего пенсионера». Пока не получили своё от разогретых плотных мужчин, отправивших детей на пинках слушать свой: рэп.

Концерт длился более двух часов. Хенсли отлично играл на органе и гитаре, непринуждённо общался с залом. Звучали «July morning», «Easy living», «Lady in Black» и песни из нового альбома. Публика завелась со второго такта. Оттяг нарастал с каждой композицией. Наконец, молодняку с последних рядов разрешили пуститься в пляс перед сценой (к которому вскоре подключились и пресловутые «солидные люди» — Ред.). Мистеру Хенсли реакция омичей была явно по душе: вопреки своему принципу, музыкант исполнил две песни «на бис».

А под занавес ему вручили белый вымпел с надписью «Кену Хенсли — с любовью. Благодарные омичи».

Н. САЛОХИН

 

Gabin в Сибири

2 июля в Новосибирске, впервые за пределами столичных клубных площадок состоялся концерт группы «GABIN» — безоговорочного лидера лаунжевого хит-парада 2002/2003 гг. Модный итальянский дуэт в российском туре «GABIN LIVE SHOW» по 4 городам представляла частная пивоварня «Тинькофф».

«GABIN» — это полная гармония в совмещении с холодной привычной электроникой и живых джазовых звуков. Засэмплированная импровизация с неприличной душевностью. Это необременительное путешествие в легкомысленную и радостную эпоху свинга. Возвращение в то время, с которым связана зрелость джазового искусства и усиление взаимопроникновения негритянской, латинской и европейской культур. Что, наверное, и позволило создать изящный коллаж lounge, funk, latino в духе той легендарной эпохи. Всё это в первом одноимённом альбоме, вышедшем в середине 2002 г. на лейбле «VIRGIN».

Проект «GABIN» появился на свет в результате 6-ти летнего знакомства и сотрудничества одержимого джазового бас-гитариста Макса Боттини (Max Bottini) и известного итальянского ди-джея Филиппо Клэри (Filippo Clary). Продукт их творческого союза был назван по мотивам одной популярной итальянской шутки, где фигурировала личность французской кинозвезды 50-тых годов Жана Габена. И проекту определили имя «Жан Габен из Рима». Посчитав, что это звучит слишком длинно и обременительно, оставили только «GABIN». С тех пор группе довелось сотрудничать со значительными итальянскими музыкантами: саксофонистом Стефано Ди Баттиста (Stefano di Battista) с лейбла Blue Note и Аной Каррил Обиолс (Ana Carril Obiols) из Mano Negra. А Макс некоторое время играл в бэнде великого джазиста Билли Кобэма.

Некоторая техническая старомодность — отсутствие модных аранжировок и шаблонных цифровых приёмов — позволяет группе раздвинуть привычные барьеры музыки для «чилл-аута» (место для расслабленного отдыха в клубе) и получить необычайно удивительный результат этакого джази-ретро эксперимента. Как говорят сами музыканты, они сделали абсолютно некоммерческий проект, основанный целиком на собственных вкусах.

Хит группы — это, конечно, кавер на композицию 1939 года «It don`t mean a thing» Дюка Эллингтона (Duk Ellington). Но даже и не подозревая о существовании группы, не слушая диск и не включая никогда «MTV» вы будете с удовольствием оживлённо танцевать, веселиться и расслабляться под эту музыку, чем, собственно, и занимались все пришедшие на концерт.

В 1,5 часовом шоу «GABIN» было всё: плавное беззаботное настроение сборников «Cafe del mar», цыганская энергия «Gipsy Kings», диксиленд 40-50х гг., трип-хоповые скрэтчи 90х гг., инструментальный мелодизм Энио Морриконе, атмосферная электроника «Air», мягкий транс и немного этнических напевов в духе «Deep Forest». Электронника ди-джейских пультов и вертушек Филиппо сглаживалась двумя гитарами, саксофоном, клавишными, барабанами, французским аккордеоном и, конечно, роскошным бархатным голосом вокалистки Даниелы Вольпе (Daniela Volpe). Таким может быть только беззаботный отдых в шезлонге с коктейлем в руке. Поэтому, очень часто и называют этот стиль coctail lounge music. Понятие, в общем, не имеющее конкретной привязки к тем или иным средствам выразительности. К данной категории можно отнести достаточно широкий круг музыкальных жанров и стилей, объединёённых одним очень важным качеством — они предназначены для необременительного лёгкого фонового прослушивания на отдыхе. Это может быть и популярная классика (часто в современной аранжировке), и свинг, и оркестра-поп, и мелодии из мюзиклов и кинофильмов, и смуф-джаз (лёгкий джаз без слов с «отполированным» комфортным саундом, ненавязчиво повторяющейся ритмоформулой и многоярусной синтезаторной фактурой) и экзотик-поп, и фолк-поп, и нью-эйдж, и эмбиент. Однако в последнее десятилетие наблюдается тенденция к сужению понятия lounge и применение его преимущественно к электронным течениям, воссоздающим стилистику музыки 40-60-х гг. При этом музыканты зачастую используют оригинальные сэмплы синтетического рок-н-ролла и свинга бигбэндов, «старые» синтезаторы, саундтрэки из фильмов тех лет, подмешивают шумы «заезженных» пластинок. Различают и более камерные, «диванно-салонные» и танцевально-ориентированные направления. Предтечей lounge в России считают Ансамбль электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина. Среди современных российских музыкантов, играющих lounge — «Нож для Frau Muller», Олег Костров (соло), «Весна на Улице Карла Юхана». Среди наиболее популярных зарубежных исполнителей можно назвать: «Pizzicato Five», «Fantastic Plastic Machine», Nicola Conte, «Younderboy», , «Montefiori Coctail», «Ursula 1000». И, конечно, тёплый и лиричный «GABIN».

К. ПОТАПОВА

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011