На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Патефон Солянка | Патефон Сквер №5

Симфония трона

В музее им. Врубеля прошла уникальная выставка «От табурета до трона», совместившая в нескольких больших залах стулья, троны и кресла различных эпох и стилей из фондов музея и работы современных художников. Иллюстрирующих изменение значимости и знаковости стула-трона: так, массивные троны 18 века служили, к примеру, символом богатства и высокого положения в обществе. К ХХ веку ситуация кардинальным образом изменилась: стул появился в каждом доме. Однако вместе с тем появляется и проблема пустого стула — как символа ухода из данного пространства, и в более метафизическом смысле — из этой жизни. Очень здорово на экспозиции иллюстрирует эту проблему картина Георгия Кичигина. Кроме того, здесь были представлены картины организатора выставки Сергея Баранова, фотоработы в стиле ню (без отрыва от темы) и причудливые инсталляции Дамира Муратова, Александра Капралова, преподавателей ОГИСа, расписные табуреты Николая Молодцова и многих других. Что же до самих «виновников торжества», то их здесь было великое множество — троны вельмож, скамьи ростовщиков, стулья купцов, плетёные и металлические кресла.

 

Поговорим?

Последние десятилетия цивилизация буквально тонет в океане информации. От традиционных сигнальных систем (музыка, танец, письмо) до вполне современных (телефон, интернет, телевидение). На эту тему заморочились и наши художники. «Прямая речь, или Искусство коммуникации» — выставка с таким названием явилась результатом совместной их работы. Здесь были представлены почти все стили и направления современного искусства. Соцреализм членов Союза художников, монументальная работа Георгия Кичигина с обязательным автопортретом, эзотерические картины Владимира Владимирова, Евгения Зарембы и Александра Андреева, причудливые инсталляции и металлические скульптуры Татьяны Дашковой, Дамира Муратова и А.Таксис. А также граффити молодых художников. Смотрелось всё мило. Но экмпозиция казалась незавершённой, надуманной. Может быть, из-за того, что она проходила в стенах музея...

 

Юбилей мастера

В этом году исполнилось бы 75 лет омскому художнику Геннадию Штабнову. Этому событию была посвящена выставка работ его учеников и друзей. И, конечно же, его картин. Очень интересны работыГеннадия, написанные в разные годы: 60-70-е представлены здесь пейзажной тематикой, 80-е же — как отзвук государственных перемен — весьма напряжёнными и даже тревожными метафорическими сюжетами. Например, на полотне «Рассвет» изображено новое кладбище со свежевырытыми могилами, которые напоминают урбанистический пейзаж современного мегаполиса. Город-кладбище спит. Однако прямо посреди крестов-многоэтажек расцветает букет скворечников. И восходящее над горизонтом светило первыми оранжевыми лучами ласкает стенки птичьих домиков. Одно лишь поражает в этой картине — скворечники пусты! Этот мрачный «Рассвет» был написан художником ещё в 1983 году. Но по глубине отчаяния он даже в сравнение не идёт с картиной «Память. Скворечники», написанной в 1989-ом. На ней кладбища уже не стало. Не осталось и городов. Пустая планета, хранящая лишь отзвук погибшей цивилизации. И всё те же скворечники — как символ новой...

 

Всего-лишь Гений

12 мая театральная студия «Зелёная» в кругу друзей отмечала день рождения великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Ему был посвящён пластический спектакль, который поставили и придумали сами актёры. И, надо сказать, спектакль более чем удался! На сцене друг за другом сменялись картины Гения Дали, его мысли, страхи, желания и даже — он сам. Растрёпанный, в костюме Деда Мороза (разве что без бороды и посоха), Сальвадор носился за мифическим подобием счастья, укрываясь от кошмарных шизофренических видений в своих же фантазиях. А после театрального действа все желающие могли приобщиться к классике иного рода — ребята принесли видеокассету с фильмом друга Дали Луиса Бунюэля.

 

Шаг в будущее

С 1 по 7 мая в ОМЦ Химик прошла первая неделя современного танца в Омске, организованная театром танца «нОга», в котором участвовали и наши друзья — группа «Пенелопа Dreams» и студия импровизации «Флокс».

Помимо омских коллективов здесь выступали именитые коллективы из Новосибирска и Барнаула. Очень эффектны и необычайно ярки были выступления театра-студии «Джаз-модерн». Особенно нам запомнился Танец шаманов, где молодые танцоры показали весьма серьёзную хореографическую подготовку, ничуть не уступающую мастерам капоэйры — африканского боевого искусства. Выступления «Флокса» немногие присутствующие восприняли адекватно — перфоманс как таковой не очень распространен в консервативном городе на Оми. Группа «Пенелопа Dreams» устроила импровизационное шоу: помимо известного уже музыкального состава на сцене появились танцоры, мастера боди-арт и графити, часть из которых является молодыми актёрами омских профессиональных театров. Сами организаторы — «нОга» — показали два своих данс-спектакля. Хореографическое образование даёт о себе знать — очень приятно смотреть на профессиональных танцовщиков, которые к тому же экспериментируют с самим понятием танца.

 

Рэйв-фестиваль

В июле была попытка провести в Омске фестиваль прогрессивной клубной музыки. Устраивала это фирма «357». Причём, вдали от города. Видимо, это и оказалось ошибкой, т.к. место было выбрано ни где-нибудь, а в непосредственной близости с дачей губернатора! Каждый вечер в течение нескольких недель здесь начинался «кислотной» дискотекой прямо под открытым небом. В облаке комаров и мошек около двухсот молодых людей танцуют под модные house, progressive, techno, trance и т.д. Для тех, кто не знает: это — клубная танцевальная музыка, появившаяся в 1980-90-е гг. в Чикаго и распространившаяся по миру. Для нее характерен достаточно быстрый ритм (120 — 150 ударов в минуту) и минимум отвлекающих от танца звуков, т.е. чистая электроника с диско-хлопками и прочей атрибутикой. Заводит любого, кто слушает её хотя бы полчаса. Однако помимо музыки, хорошего звука на 10 кВт и профессионального светового оборудования организаторы предусмотрели много иных удовольствий и удобств для своих посетителей: бар и летняя кухня с шашлыками; волейбольная площадка и песчаный пляж; мини-гостиница и место для палаточного лагеря; видео-зал под открытым небом и небольшой пруд с ржавым катамараном. Однако власти предпочли закрыть этот «притон», сославшись на то, что наркотики в нашей области распространять н разрешается даже в «кислотных» клубах!

 

НЛО в Омске

В Ночном клубе «Летур» в июне прошёл забавный конкурс «НЛО», который расшифровывался как «Неординарные Личности Омска».

Организатор конкурса — дипломница ОмГУ Татьяна Еленёва. Кроме всего прочего, в этом шоу выступали всё те же «Джаз-модерн» с шаманским танцем и группа хиппи «Пенелопа Dreams» с инструментальной композицией, во время которой на видеоэкранах демонстрировались кадры из фильма Антониони. Недалеко от входа, у барной стойки находились художественные конструкции местных «гениев поп-арта»: всевозможные кучи мусора, организованные в архитектурные композиции.

ЕВГ. АЛЕКСЕЕВ

 

Эрос-пати

Мало кто знает, что в Омске вот уже девять месяцев существует творческий коллектив «Без названия», членами которого являются творческие люди, ранее замеченные в создании «Союза Крайне Адекватных Дизайнеров». За это время группа провела одну акцию для очень ограниченной по количеству душ аудитории — эротический спектакль-перфоманс «Люби меня По». Абсурдистская фантасмагория с обнажёнными и полуобнажёнными танцорами, расписанными яркими красками. Эксперимент со светотехникой: необычно сфокусированные старинные прожекторы, подвешенные к потолку и неожиданно включающиеся по ходу действа. В качестве фонограммы использованы композиции известной канадской пианистки Кейко Матсуи с наложением собственных голосов актёров. Весьма экстравагантно в городе Заснеженных Статуй.

Н. БЕЛКИНА

 

Эротическая энергия

«...В эротике есть искупление полового греха человека, искупление осуществлённое и переходящее в творчество. Грех падшего пола побеждается отрицательно через аскетизм и творчески-положительно через любовь. Натуральная, хотя и искажённая бисексуальность всякого человеческого существа в андрогинизме получает свой сверхприродный, мистический смысл. В андрогинизме есть взаимопроникновение всех клеток мужской и женской природы, то есть слиянность конечная, предельная. Каждая клетка человеческого существа андрогинична, несёт в себе отблеск природы божественной. И соединение мужского и женского должно быть глубинным, не поверхностным. Окончательная тайна бытия андрогинического никогда не будет вполне разгадана в пределах этого мира. Но опыт любви эротической приобщает к этой тайне. Связь любви эротической с андрогинизмом и есть связь её с личностью. Ибо, поистине, всякая личность — андрогинична. Андрогинизм есть восстановленная целость пола в богоподобном бытии личности. В любви должна открыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека.

Также неразрывно связана эротика с творчеством. Эротическая энергия — вечный источник творчества. И эротическое соединение для творческого восхождения совершается. Также неразрывно связана эротика с красотой. Эротическое потрясение — путь выявления красоты в мире...».

БЕРДЯЕВ Н.А.

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011