На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Жизнь в искусстве | Патефон Сквер №5

(Живописный рассказ о наших выставках)

«Интересно, чем бы занимались омские художники,
если бы не Патефон Сквер?..»
(из анекдота).

Когда-то в нашем городе существовали весьма активные творческие объединения художников «Эхо», «Крест», «Пальметта», чьи интересы выходили за рамки официально признанных тенденций в изобразительном искусстве. В них входили по тем временам неизвестные молодые художники, жажда нового и прекрасного у которых настолько перевешивала желание быть признанным мастером, что нередко выражалась в совершенно неожиданных, шокирующих и эпатажных выставках и перфомансах. Сейчас большинство из них считаются «мэтрами», «настоящими», а имена многих академических рисовальщиков, напротив, канули в Лету.

Однако жизнь не стоит на месте. Гайдаровские реформы отучили народ ценить искусство. И только пару лет назад наиболее успешная часть населения вновь повернулась к искусству «лицом». Ну, и конечно же, т.н. продвинутая молодёжь во все времена тяготела к визуальным способам самовыражения. Живопись, графика, скульптура — творчество, которое погружает человека в глубины своих переживаний и одновременно заставляет работать руками, чувствовать материал — краску, бумагу, дерево — и осязать результат.

Год назад творческий коллектив «ПС» организовал громкую акцию «Линия Арт-Хаус» (читайте о ней в «ПС» №4 за 2002 г.). Эффект от акции превзошёл все наши ожидания, поэтому было решено серьёзно заняться выставочными проектами. И вот результат — ещё две громкие тематические выставки: «Древние Боги» и «Танец Семи Покрывал, или Искусство Обнажения». И ещё один виртуальный проект — дискуссионный арт-клуб.

 

Древние боги

Проходила эта замечательная выставка в декабре 2002 года в новой галерее «Босх». Проходила всего неделю, но ажиотаж вызвала невероятный. После её закрытия ещё недели три звонили всевозможные любопытствующие — от простых смертных до телерепортёров, от самобытных городских шаманов до учёных-исследователей — и просили выставку продлить или перевести в другое место. Эти просьбы мы сочли возможным удовлетворить в более интересном формате: выставка «Древние Боги» была объявлена биеннале (проходящей раз в два года). Т.е. в этом году все неуспевшие побывать на выставке, смогут посетить её без особых проблем. Подробности читайте на предпоследней обложке в рубрике «Анонсы».

А теперь о самих «Древних богах». Участие в выставке приняли Историко-краеведческий музей (ОГИК), Городской музей «Искусство Омска» (ГМИО), галереи «Кристо» (скульптуры из металла) и «Босх», арт-салон «Черных&Со», молодые специалисты Сибирского культурного центра, известные современные омские художники(А. Машанов, Е. Вигилянский, Е. Заремба, С. Александров, Е. Дорохов, А. Муратов, В. Новиков, А. Савельева, А. Ширяев, А. Сухарев, С. Муравьёва), керамисты (И. Лобова, Т. Моисеева, А. Пачин, Н. Щетинина), авторы инсталляций (Макс Спириков, Дима Шин), Центр изучения ведической культуры в лице М. Песковой, художники-декораторы Сергей Алексеев и Соня Вайндорф, написавшие потрясающие стилизации под древние манускрипты.

Кроме того, каждый вечер здесь происходили встречи с творческими людьми, так или иначе касающимися заявленной тематики выставки. Это были молодые поэты, музыканты-авангардисты, музыкальные группы, работающие в направлении этники и этно-рока, фольклорные коллективы, исследователи древних славянских культур. Также здесь прошёл вечер, посвящённый сибирскому шаманизму, в форме лекции и видеопросмотра. Демонстрировался фильм культового режиссёра Годфри Реджио «Koyaanisqatsi» (с языка индейцев племени хоппи, это — безумная, беспорядочная жизнь на грани распада, жизнь, требующая изменений во имя продолжения жизни...).

Пожалуй, не было ни одного уважающего себя СМИ, которое бы не побывало на этой выставке. Серьёзный подход к подготовке выставки был более чем оправдан. Искусствоведы рассуждали о «Древних богах». Вот одно из этих рассуждений.

 

«Нам надо на кого-нибудь молиться...»

В декабре 2002 года в галерее «Босх» в течение недели работала выставка «Древние Боги», представляющая зрителям «стилизации и реальные объекты древних культур». Сам по себе интерес к древней истории и мифологии — явление для современной цивилизации характерное. Да и современное искусство французский структуралист и антрополог К. Леви-Стросс назвал «заповедником дикой мысли».

Любопытен тот факт, что организатором (куратором) экспозиции стал не художник, искусствовед, работник музея или галереи, к чему мы привыкли, а журналист — Кинес Кизиитов (Автор этой статьи, наш хороший друг тогда ещё не знала, что у Кинеса Кизиитова за плечами 4 года в лучшей изостудии города и участие в детских и молодёжных выставках в России и зарубежом — Ред.). Журналисты же, в нашем наивном представлении, это люди, которые, в отличие от варящихся в своём элитарном соку искусствоведов и художников, знают, что надо широкой публике.

Неужели и большая часть омского населения созрела до столь интеллектуальной темы?

А, впрочем, почему бы и нет? На уровне чародейства, волшебства, колдовства всяческого, чёрной и белой магии, гадания и экстрасенсов — тема древних религий может быть ещё какой актуальной!

Находила ли эта часть зрителей удовлетворение своего любопытства на выставке, неизвестно, поскольку экспозиция состояла из работ несколько иного плана. Это были не только стилизации на тему искусства Древних Египта, Индии, Сибири, предметы шаманских культов из коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея, тряпичные «куклы-скатки», свёрнутые по старинным образцам, но, большей частью, композиции абстрактные, медитативные, наполненные символами и знаками, взятыми из древних культур всех народов мира. Что касается представленных на выставке Богов, то, к счастью, большая их часть принадлежит к «мёртвым» религиям, а то они разили бы друг друга и подвернувшихся зрителей всем своим волшебным арсеналом. Вряд ли за минувшие тысячелетия в них проснулась толерантность. И узрели бы мы в итоге «Гибель Богов» как по «Старшей Эдде», так и по Борхесу.

Тем не менее, выставка состоялась. Ежедневные концерты и поэтические вечера привлекли к ней любителей музыки и литературы. Для города это был серьёзный и нужный проект.

ГАЛИНА МЫСЛИВЦЕВА

 

Резюме от Патефона

Как вы уже поняли, выставка «Древние боги» оказалась более, чем неординарной. Реальные объекты культа сибирских и алтайских народов из архивов ОГИКа вкупе со стилизациями омских мастеров наполняли пространство галереи совершенно иным, мистическим звучанием.

Однако мы изначально позиционировали концепцию экспозиции как далёкую от религиозных парадигм и эстетик. «Богов» здесь вы не найдёте. Т. к. Бог — он либо в твоём сердце, либо нигде. А прочие теологические рассуждения и прения на тематику религиозной духовности нам уже порядком надоели. Мы просто создали медитативное пространство, в котором гармонично жили и сочетались многие иные миры и читались следы всевозможных древних культур.

Здесь были египеткие манускрипты, североамериканские индейцы, южноамериканские и сибирские шаманы, японские гейши и самураи, скифское золото и кочевые племена, алтайские народности, веддические батики, символика пра-народов всех стран и континентов. Вот именно это и было целью выставки — попытаться увидеть ПРА-культуру сквозь толщу мистериальных и эстетических наслоений современной цивилизации. Ведь ни для кого не секрет, что у каждого народа есть свои мифы и легенды, есть останки некоей иной деятельности — дольмены, наскальные надписи со сложной структурой и многое другое. Следы остаются, так почему бы не пойти по ним?

КИНЕС КИЗИИТОВ

 

Танец семи покрывал, или Искусство Обнажения

О, эта выставка стала для «Патефон Сквер» совершенно невероятнейшим приключением! Пожалуй, когда-нибудь через надцать лет одну из книг своих мемуаров я полностью посвящу ей. Потому что, если рассказать всё как есть, многие будут шокированы, и их точка сборки сместится на неузнаваемые вершины восприятия. Многие снимут шляпы, а без них как-то скучно стоять под осенним дождём. Поэтому — подождём «своего» времени.

Так, отдельные вехи этой живописной эпопеи... Начнём, пожалуй, с перечисления имён художников, участвовавших в этом удивительном таинстве: Виктор Погодин, Евгений Вигилянский, Лидия Заремба, Татьяна Бугаенко, Александр Макаров, Александр «Бек» Исланов, Николай Молодцов, Анна Раух, Татьяна Татаурова, Андрей Сухарев, в том числе новые имена — Юлия Кириченко, Надя Ардан, Екатерина Январская. Фотохудожники Олег Деркунский, Вадим Иванов, Оксана Рябуха, Вадим Толстов. Дизайнеры Станислав Никулин, Ольга Егорова, Татьяна Данилова. Мастера боди-арт Татьяна Жарова, а также студенты ОГИСа и технологического коллелда. Керамист Наталья Чепкасова. Мастер батика Татьяна Колточихина. И многие другие.

Да, всего за день до открытия выставки в остановочный павильон, обтянутый изнутри чёрной тканью, постучался человек. Работа спорилась, стучали молотки, скрипели плоскогубцы, жужжали пылесосы, развешивались картины. И человек вошёл. Он сказал, что услышал о нашей выставке по радио (как обычно, этот проект предварялся радио-интервью со мной на «Эхо Москвы», за что им большое спасибо!), когда ехал в своей машине. И — не смог не заглянуть. Конечно, ничего интересного увидеть за сутки до открытия нельзя — по совершенно объективным причинам. Но этот загадочный мужчина имел целью совершенно иное. Посмотрев некоторые из картин он сказал, что будет — если что — защищать нас от полиции нравов. И протянул визитку. На которой было написано: «Тимофеев Сергей Александрович, гл. сексопатолог ГУЗ Администрации Омской области». Да, так начиналась наша выставка.

За пять недель экспонирования выставки наш павильон посетило более полутора тысяч человек! При этом, десятая часть из них приходила минимум по два раза. Сколько эмоций и восторгов оставлено и приобретено здесь — не перечесть. Влюблённые пары просто не могли выйти из павильона — атмосфера, нежность и красота, разлитые в пространстве, не отпускали их по часу-полтора. На это небольшое время остановочный павильон превратился в «тусовое» место прогрессивной и творческой среды города. Здесь проходили дискуссии искусствоведов, культурологов, журналистов, театральные режиссёры и актёры омского драматического театра проводили здесь свободные вечера, общаясь с художниками, организаторами, зрителями. На экспозиции шли концерты, поэтические вечера, боди-арт-акции, фотосессии, перфомансы. Почти все телекомпании Омска снимали по два-три (!!) сюжета об этой выставке. Не говоря уже о потоке газетных статей с большими и красивыми фотографиями. Книга отзывов наполнена порой самыми неожиданными фразами посетителей, самые остроумные и полярные из которых мы приводим ниже. Да, для любопытных: из всех посетивших выставку «Танец Семи Покрывал» оказалось всего два недовольных человека и более тысячи — восторженно-удивлённых!

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011