16 декабря в петербургском ДК им. Дзержинского прошёл вечер в стиле сontemporary dance.
В конце декабря в Петербурге прошел интересный концерт современной хореографии «Tanz-дневники». Программу открыли гости из Петрозаводска — творческий проект «Мария Валеева и Со» — танцем о девочках «Boom!». Заводится музыкальная шкатулка, и стоящие на сцене куклы, ещё несколько секунд назад совершенно неподвижные, начинают «оживать». Однако в их уверенных и резких движениях есть что-то бесцельно-бестолковое, словно маленькие дети, которые и сами ещё неуверенно владеют своей координацией, руководят их телами как игрушками. Потом девочки подрастают, и куклы им больше не нужны. «Кукольная» пластика под «игрушечую» музыку сменяется другой хореографией. Танцующие полны энергии, но будто потеряли точку опоры, двигаясь как бы нехотя или по чужому велению. Это состояние подростка, растущего в постоянных сомнениях, соперничестве и задающегося множеством вопросов. Но вот музыка смолкает совсем. В движениях появляются отрешённая самозабвенность и одновременно механизм. Девочки повзрослели и единственной игрой, которая их захватывает по-настоящему, становятся отношения с противоположным полом. Такая вот эволюция.
Тематическим продолжением этого номера становится танцевальная миниатюра «Девочки» коллектива OKNO dance project, исполненная, однако, в совершенно иной манере. Танцовщицы под звуки испанской гитары попытались за 8 минут отразить всю многогранность понятия «девочка». Это сочетание игривости, детской порывистости и женской импульсивности, естественности и гибкости.
Особенно яркой экспрессией отличилась Светлана Вакуленко, оказавшись «на сцене одна, совсем одна« (так назывался её номер). Нелепо одетая женщина средних лет сразу же приковала внимание зрителей. Свой единственный реквизит — большую красную сумку — она обыгрывала очень искусно. То неподъёмно тяжелая, то вдруг лёгкая как перышко. Да и с самой женщиной происходили замечательные метаморфозы. Из грубовато-размашистой она неожиданно превращалась в поразительно пластичную и плавно танцующую. Своеобразная танцевально-юмористическая миниатюра с элементами драматической игры была заряжена очаровательной самоиронией, артистизмом и подкупающей контактностью с залом.
Большие ожидания почему-то возлагались мной на танцевальный спектакль «Голова Ван Гога» от OKNO dance project. Абстрактную визуализация мыслей, чувств, и противоречий, которые переживал в течение жизни и творчества известный художник, как обещала программа, нам показали. Но ничего будоражащего воображение я, к сожалению, для себя не вынесла. Тем не менее, танцы именно этого коллектива я бы назвала самыми одухотворенными и гармоничными по ритмопластике, с удивительной упругостью движений, размывающей грани жанров.
Самым продолжительным и драматичным был танцевальный спектакль «franceska da'office» ёd physical theatre. История Франчески да Римини на современный лад под музыку к симфонической поэме П. И. Чайковского с таким же названием — это трагедия внутри офисного любовного треугольника. Спектакль выделился несколькими интересными сценическими решениями. Введение декораций и камеры, транслирующей действие в он-лайн режиме на полотно над сценой, давало другой угол зрения происходящего. Произвела впечатление натуралистичность в передаче эмоций главной героини. Ненависть и ярость были в рваных и нервных, будто разрезающих воздух движениях, конвульсивном трепыхании всего тела и красноречивой мимике. Кульминацией спектакля стал танец топлес, который, видимо, символизировал душевный крик героини, её открытость и ранимость. Сочетание ядовито-розового трико и деловой юбки под музыку Чайковского придавало действию совершенно необычный оттенок.
В «Tanz-дневниках» новаторства я, пусть и далеко не искушённая в этом жанре хореографии, найти не смогла. Всё представленное казалось виденным и слышанным когда-либо, напоминало по ощущениям и отсылало к чему-то ранее известному. Не чувствовалось также в большинстве танцев импровизации. Всё напротив, выглядело точно спланированным и отрепетированным, только выполненным несколько неловко. И если для классического танца это замечание было бы почти комплиментом, то в динамизме танца-чувствования не хватало оживлённости, спонтанности. Возможно, это связано с явным тяготением коллективов к стилю модерна. Импровизация, правда, вынужденная, имела место лишь в композиции программы. Первоначально была заявлена другая последовательность выступлений, но по техническим причинам подборка изменилась. Хотя такой вариант мне показался даже более удачным. Кольцевая тематика ставила логическую точку для всех номеров. Сначала — танец о девочках, затем — миниатюра «Девочки», во втором отделении — накал страстей в «franceska da'office», и, наконец, очень женственный фрагмент из танцевального спектакля «20 лет» OKNO dance project.
Должна признать, что организаторы и исполнители самого главного всё-таки добились: не оставили равнодушной публику, судя по обсуждениям во время антракта и аплодисментам. Думается, не всякий вид современного искусства может вызывать восторг и понимание, но если он способен пробудить интерес, у такого искусства есть будущее.
Ирина Борисенко / Петербург
8 февраля 2009 г.