26 января в Петербурге театр «ЧелоВЕК» показал новую «Страсть»
Ещё недавно считавшийся омским театр пластической драмы «ЧелоВЕК» теперь собирает аншлаги в северной столице — 26 января на малой сцене ДК «Выборгский» был показан премьерный спектакль «Страсть» на музыку Астора Пьяццоллы.
Впервые я смотрела спектакль «ЧелоВЕКа» с первого ряда. В билетной кассе меня попытались предупредить, что такие «близкие» места несколько приземляют происходящее на сцене: видны капельки пота на лбу артистов и софиты за кулисами, слышны скрип обуви и шорох костюмов. «Зато я увижу, как блестят глаза актёров и выражение их лиц в подробностях», — подумала я. И до сих пор не пожалела!
Сама идея спектакля, по общему признанию коллектива, пришла от страстной любви к музыке выдающегося аргентинского музыканта и композитора А. Пьяццоллы, внесшего в традиционное танго элементы джаза и классической музыки. Весь концерт был проникнут этой смешанной атмосферой, что отразилось и на необычной для такого жанра пластике. Поклонникам классического танго такая хореография могла показаться даже странной, но музыка диктовала своё настроение.
Нужно добавить, что это был не просто премьерный спектакль, а так сказать, «премьера в кубе» для всего коллектива. Замысел у постановщика Михаила Полякова, заслуженного деятеля искусств России и лауреата государственной премии, родился, когда тот услышал потрясающий голос и виртуозное пение Людмилы Глуховой. Благодаря её вдохновенному литературному переводу либретто к музыке Пьяццоллы впервые зазвучало на русском языке. В новом качестве перед зрителями, и как мне кажется, очень успешно, появился бессменный художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, Игорь Григурко. Он исполнил главную и единственную мужскую роль в спектакле.
Итак, концерт для голоса и тела «Страсть» начался. Белая, с резной спинкой, кровать. На сцену выходит ANA, Людмила Глухова. Звучит волнующее танго, струится голос, увлекая нас в мир, целиком сотканный из чувств. При появлении главного героя, ALONSO, воздух электризуется. Его образ намеренно отличен от привычного для исполнителей танго образа крепкого и смуглого мачо. Но тем больше оттенков смог привнести актёр в образ своего героя. Почти холодный типаж, без южной упругости в движениях и завуалировано мягкой властности, но взгляд пронзительно голубых глаз, казалось, мог на любом расстоянии завладеть душой партнерши. Вся его фигура была напряжена и натянута, как струна. И в то же время движения дышали податливостью и изящностью, нежностью и жаждой обладания. К высокому стулу подходит ANITA, Олеся Тайшихина. Она надевает чулки, стоя, грациозно. Их взгляды пересекаются, и чувствуется их внезапное влечение, до мурашек на коже. Экстаз близости рождает отстранённость на виду у полного зала.
Простым и интересным элементом декораций стала рамка-ширма, затянутая светлой непрозрачной тканью. Заходя за неё, второй партнёр становился на просвет и кажется лишь живой тенью. Человеческие эмоции так же призрачны и обманчивы. Красивая метафора отношений мужчины и женщины, неудержимой тяги любовников. В страсти мы всегда видим любимого человека через пелену своей одурманенности им же.
Но появляется другая женщина. Она порывиста и почти осязаемо опасна. Терпкий вкус ревности и соперничества примешивается к сигаретному дыму. Любовному треугольнику всегда виной страсть. Мужчина рвёт его, не смея оттолкнуть одну и до умопомрачения желая быть с другой. Пластикой овладевает беззвучный вопль одиночества, проникает губительный яд отчаяния, надломленности и страданий.
Страсть без любви, наверное, возможна. Но любовь без страсти, наверное, нет. Страсть лежит у истоков любви. Монологи о любви, завершающие концерт, ошеломили меня. Сами артисты не могли сдержать слёз, и завораживали зал свой отдачей, говоря о любви как самопожертвовании, испепеляющей и возрождающей, возносящей и умопомрачающей, сковывающей и окрыляющей, и всегда — прекрасной.
Казалось, всё, что может быть сказано о страсти и любви, сказано в этом спектакле...
А весной «ЧелоВЕК» планирует отправиться на гастроли по стране.
Ирина Борисенко / Петербург
8 февраля 2009 г.