4 февраля в Омске открылся новый сезон в дискуссионном клубе документального кино Frontline.
Первым фильмом, который смотрели и обсуждали в омском дискуссионном клубе Frontline, в этом году стала работа экс-москвички, а ныне голландского режиссёра Саши Новиковой «Анна. Семь лет на линии огня». Этот документальный фильм, в котором использованы различные архивные материалы, воспоминания друзей и коллег, рассказывает о последних семи лет жизни известной журналистки Анны Политковской, которая была убита 7 октября 2006 года в подъезде своего дома.
«Я не случайно назвала фильм «Анна. Семь лет на линии огня». Для меня она не только журналист и правозащитница, но и солдат. В хорошем смысле этого слова, — в одном из интервью сказала Саша Новикова. — Я снимала Анну несколько раз в течение последних трёх лет её жизни. Конечно, она была для меня идеалом. Человеком бескомпромиссным, кристально честным, отдающимся делу до конца».
Корреспондент «Новой газеты» Анна Политковская, действительно, была солдатом. Нет, она не участвовала в военных действиях, не получала медалей за отвагу, хотя не раз подвергала жизнь опасности, выполняя свою работу: ее миссия, миссия журналиста, была в другом — в поиске правды. «Правда» Анны Политковской всегда расходилась с «правдой», которую пишут в газетах и показывают по телевизору.
«Когда я вижу, что происходит в Чечне, у меня появляется злоба. Злоба на российскую армию, которая на деньги налогоплательщиков не борется с врагом, а издевается над мирным населением«, — звучат слова Политковской в начале фильма.
Журналистка стала свидетелем боевых действия второй Чеченской кампании нашей армии. Однако то, что она увидела там, и то, что показывает зрителям теперь Саша Новикова, вызывает возмущение, грусть и, действительно, злобу.
В фильм включены фрагменты зачисток чеченских деревень, избиения мирного населения, комментарии пострадавших от жестоких действий российского ОМОНа. От местных жителей зритель узнает, как всех мужчин насильно уводят на допрос, где они «должны» признаться в связях с боевиками, как запугивают и угрожают. Здесь же показывают отца 18-летней Эльзы Кунгаевой, который в судах безуспешно пытается доказать виновность полковника Юрия Буданова в убийстве дочери. Здесь же Анна Политковская рассказывает, как по приказу Буданова российского офицера бросают в яму для военнопленных, потому что тот отказался стрелять из танков ночью по спящему и беззащитному мирному населению.
Почему-то, когда смотришь на лица чеченцев, то появляется неприятная и пугающая мысль, что они никогда не простят за это России, её жителям, её детям, матерям и отцам. Анна Политковская чувствовала их боль, про это она и писала в своих статьях.
После просмотра фильма началась дискуссия. Кто-то сказал, что этот фильм претендует на субъективность. Кто-то заметил, что наши войска не могли вести себя иначе, так как это война, где каждый мирный житель становится потенциальным врагом. Кто-то сомневался в увиденном и ничему не хотел верить.
Анна Политковская не сомневалась, потому что она это видела.
Сергей Чернаков / Омск
9 февраля 2009 г.