На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Непрерывная кривая

«Патефон Сквер» побывал на спектакле Русского Инженерного театра «АХЕ».

Переступая через порог актёрского клуба «Антресоль», где «обитает» Русский инженерный театр «АХЕ» (сибиряки, наверняка, хорошо помнят его по громкому дебюту на фестивале «Сибирский транзит» в 2004 г. — Профессор Патефон), окунаешься в совершенно другой мир. Стены и мебель обклеены простой серовато-коричневой обёрточной бумагой, на множестве полок разместились вещи, которым только на антресоли и место: чемоданы и старые игрушки, головные уборы и музыкальные инструменты, обшарпанные предметы быта и давно нечитанные книги. Это мир, в котором всегда можно увидеть нечто своё, такое знакомое. Такая оригинальность, местами нарочитая эксцентричность в интерьерном оформлении будоражит воображение и настраивает зрителя, даже неподготовленного, на какое-то более откровенное восприятие спектакля.

Когда зрителей пригласили в зал, артисты были уже в образе. В костюмах с несерьёзными галстуками, в белых вязаных шерстяных носках с дырками и с поролоновыми конусами на шее, расширяющимися кверху и закрывающими голову, они почти непрерывно, как казалось, бессмысленно двигались на одном месте. На сцене — два стула и стол с бутылкой, зафиксированной цепями, и ещё несколько непонятного назначения предметов. Приглушенный свет. Нарастающий рокот. Интерьер, напоминающий описанный Иосифом Бродским в пьесе «Мрамор». Именно её постановщики и исполнители в одном лице, Павел Семченко и Максим Диденко, взяли за литературную основу спектакля. «Камера Публия и Туллия — идеальное помещение на двоих: нечто среднее между однокомнатной квартирой и кабиной космического корабля». После забавного перекидывания из «конуса» в «конус» шариков для пинг-понга, странные приспособления для головы улетают на тросах под крышу сцены. Артисты предстают с оранжевыми клоунскими носами и в прозрачных эластичных масках. И лишь после непродолжительных кривляний освобождаются и от них, поджигая свои «бывшие носы» и наблюдая за полыхающими шариками на поднимающемся вверх столе.

«На сцене двое, двое в конфликте, два взаимодействующих друг с другом существа. Они в безвременье, но заперты в небольшом пространстве. Придумывают средство от одиночества и грустных мыслей». На это и направлены замысловатые взаимодействия с предметами вроде щедрого поливания водой себя и сцены, распыления белого порошка из розовой груши-спринцовки, игры с заводными пловцами и орудования длинными деревянными брусьями. Тут у каждого зрителя, думаю, были свои ассоциации.

А вообще, этот спектакль — о жизни человека в геометрических углах, как считает актёр Максим Диденко (кстати говоря, представитель известной в театральных кругах омской династии деятелей культуры — Профессор Патефон). Непрерывная кривая — это наша жизнь, с подъёмами и падениями, как пульс Вселенной, которую оплетают ниточки наших сердцебиений, эмоций, мыслей, страхов и чувств.

Надо сказать, что все трюки и действия требуют немалого мастерства, ловкости, пластичности, сосредоточенности и раскрепощённости, наконец. Необходима не только хорошая физическая подготовка, но и недюжинное владение собственным телом. Так, сама по себе невероятная, исполненная юмора попытка крупного мужчины уместиться целиком в маленьком аквариуме, словно он гуттаперчевый мальчик, вызвала у публики удивлённый восторг. Захватывающие своей нелепостью и вместе с тем изобретательностью попытки напоить партнера, пребывающего в бессознательном состоянии, водой из бутылки, намертво закрёпленной на столе — незабываемы. А диковинные манипуляции Максима Диденко с собственным телом, удивительнейшие траектории и поразительные телодвижения, производимые динамично и вдохновенно, расширяют представления о возможностях человека.

Под дружные аплодисменты артистам приходилось выходить на поклон не единожды. Чтобы не наступить на лежащие на полу игрушки, Павел Семченко, положил их на стол. И один пловец вновь настойчиво заработал руками, заставив артиста удивлённо вскинуть брови. Актёры скрылись за кулисами. Стихли аплодисменты и погасли софиты. Зрители выходили из зала. И только пластмассовая фигурка продолжала размеренно двигаться. Пока не кончился завод.

Ирина Борисенко / Петербург
2 марта 2009 г.

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011