На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Древние боги

Эссе Анны Мысливцевой о выставке «Древние боги—2», проведённой «Патефон Сквер» в ОГИК Музее в 2004 г.

«…Как журчащий ручеёк,
мы танцуем от одного рая до следующего».

(Джелал ад-Дин Руми)

Зритель, входя в музей, следует от первого зала с археологической экспозицией до последнего, где видит современные фантазии на темы древностей. От окаменевшего цветочного парадиза, через глиняный Рай черепков – разбитых когда-то мировых сфер, хранивших воду и сухие зёрна; через оружейные железные небеса – с мечами, луками, стрелами; сквозь все наслоения шаманских небес, о которых помнят одни деревянные идолы – но не скажут ничего в своих застеклённых полных чужого воздуха витринах. И в конце пути ждет последний Рай, место бытия древних богов, собравших частицы всех увиденных нами миров проектом «Патефон Сквер» (бессменный куратор выставки — Кинес Кизиитов).

Что за миры вырастают на холстах, в глине, в камне, дереве, коже, металле? Какие знаки надо будет прочитать и понять? Посмотрим.

КОЛЕСО

Замкнутый круг мира, единый и неразделенный на куски-ломтики, каждый из которых сам по себе и сам для себя. Мотив колеса, круга (и круговорота, «мироколицы») — один из главных для художников, обратившихся к архаике. После древних глиняных пряслиц первой витрины (круглых, как обкатанные камешки), нить образа прядут работы Виктора Погодина («Исход» мелькает спицами колеса – знака дороги и, возможно, возвращения), солнечно-лунные холсты Ирины Зинкевич (круговорот светил, происходивший в незапамятные времена).
«Призрак-колесо (смещение центров)», придуманное Наилем Насретдиновым, вращается в космосе разлетающихся знаков-рун. Давнее ли это буквенное гадание, или своеобразная мировая рулетка, выбирающая, следуя законам случайности, знаки для нашего мира, или просто сон о призраке колеса, некогда оставившего след на земле – решать каждому для себя.
Круг отзывается и шаманским бубном. Многочисленные шаманы выставки держат бубны в руках, танцуя, улетая в небеса, изгоняя, призывая и защищая. Современные трактовки шаманских ритуалов соседствуют с экспонатами Краеведческого музея, настоящими бубнами и другими магическими предметами шаманов). Человек в круге бубна замер, раскинув руки. Ему отвечает «Шаман» Евгения Зарембы, вдруг выросший над землей – вширь и вверх. Маленький керамический «Шаман Ие-Кыла» (Наталья Вершинина) и металлический «Шаман» (Александр Капралов) создают свои собственные ноты в общей музыке Перехода. Услышать её помогают тексты-пояснения, рассказывающие о той или иной вещи шаманов.

СОСУД

Круг, получивший объём, наполненный всевозможными дарами Шар. Сосуды необходимы всем: людям и духам (в витрине – чашка для кормления духов, аяк). За стеклом – архаика и новая керамика. В одном пространстве собраны орнаменты, отделённые друг от друга многими веками, одни учат других быть Сосудами, сохранять воду, зёрна, ягоды. Быть нужными и красивыми, не бояться глубины и лёгкости.
Глина учит глину, учение длится постоянно – на выставке мы видим это собственными глазами.

ДЕРЕВО

О деревянном Рае «лёгких вещей» писал Осип Мандельштам, и Древние Боги тоже насадили свой сад – деревянные фигурки-идолы из собрания музея здесь смотрят на глиняный сосуд «Древо мира» (Наталья Вершинина). Одно проистекает из другого, дерево умирает и становится глиной, чтобы снова ожить в руках мастера деревом. Опять круговорот, центральная тема выставки…
Мировым Древом кажутся раскинувшие руки Шаманы. Их птица – алтайский деревянный голубь-проводник. На ветвях деревьев селятся и другие птицы, среди них – сотворенная Анной Соболевой золотистая «Птаха». Только такие и поют на ветвях Древа – огневицы, жар-птицы, Симурги. Волшебные, нездешние, осторожные.
Сергей Алексеев сделал деревянное Окно («Форточка для трансперсонального перехода»), приоткрытую форточку для летания туда-сюда между мирами. С Древа на Древо, следуя за солнцем или птицей.
Дерево растёт в мировом Круге, поддерживая его ветвями, давая приют духам, людям, плодам и птицам. Оно умеет быть и окном, и ликом, смотрящим в окно.

МЕЧ

Если Древо – естественный стержень мира, то меч (вертикальный, заострённый, тоже устремлённый в небо) создали люди для деятельной защиты. И для нападения. Железо рубит дерева, разрезает нити Творения, изменяет все вокруг. Хозяева мечей, воины, встречают нас на выставке, где древние бронзовые кинжалы «вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Оружие на удивление спокойно, воины спят (Евгений Дорохов, «Спящий воин»), уйдя в астральные сферы, либо просто молчат о прошлом (Николай Перистов, «Молчаливый свидетель»). Деревянное лицо воина бесстрастно, будто он прислушивается к своей памяти и вечным битвам в её глубине…
Нельзя забывать о мотиве спящего в пещерах войска, разбудить которое могут бедствия и страдания родной земли. Или внезапный звон меча о меч. Древние боги не дадут об этом забыть.

КАМЕНЬ

Камни благодаря богам нередко становились людьми, с которыми их объединяет многое: скрытые искры талантов, твердость, иногда – неподъёмность, неповоротливость. Мы видим «тени несозданных созданий» в фотографиях Михаила Пахотина: камни обрели лица, сходные с архаическими личинами из соседних залов. Первый весь как закованная в чешую дремлющая рыба, он – воплощённое молчание. Второй камень кричит, впадины «глаз» наполнены водой, рот перекошен. Это сама земля кричит, но кто ж её услышит сейчас…
По-другому разговаривают «прирученные» камни, волей ювелиров соединившиеся с металлом. Их сказания сверкают, мерцают, не кричат в полный голос, а только намекают на подземные тайны. Им роднее Космос, гармония. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на работы Ольги и Владимира Крышковцов.

ЛАДЬЯ

Древние боги плывут на ладье, казалось бы, они уже далеко, правят к другим берегам, чтобы уже не вернуться обратно. Ладья-ковчег Евгения Зарембы увозит в неизвестность зверей и птиц, видом чудных, напоминающих петроглифы, знаки обитателей воды, земли, огня… Печально? Да, конечно. В ступеньки шаманской лестницы Тепкиш, что уводит человека в небеса, мало кто верит…
Но мы уже поняли: всё на этом свете кругообразно, значит, древние боги когда-нибудь проплывут на ладье среди заблудившихся созвездий, над крышами многоэтажек и антеннами НТВ+. Выпавшие из своего времени, они (как люди на картине Татьяны Бугаенко), сумели найти свое собственное время – на выставке «Древние боги» цветут их сады Мировых Дерев, говорят их голосами камни, спят их воины…
Мы уже не сможем дать им уплыть.

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011