На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Манагер: бунтарь, пророк или демагог? | Патефон Сквер №2

«Вся страна сидит на дозе западной демократии… Россия находится в положении выживающей нации…«

«Наблюдая за своим поколением, я вдруг увидел, что потребности в другом ощущении мира у него нет. Посредством себя я оживляю эту тему здесь, в Тюмени. Читая журналы, газеты, интервью разных людей, я понял, что по всей стране не более тысячи людей ещё могут понимать нынешнюю ситуацию как я…«
Манагер.

Как мы и обещали, «Патефон Сквер» взял интервью у бывшего вокалиста «Гражданской Обороны» Олега Судакова, известного также как Манагер. Сейчас он проживает в Новосибирске и пытается найти музыкантов для записи своих альбомов. Об этих альбомах он, кстати, упоминал ещё в 90-м году в интервью журналу «КонтрКультУра». Так что – процесс идёт.

Небольшая творческая биография Манагера для тех, кто не в курсе:
87г – группа Манагера «Анархия» выпустила альбом «Паралич»
88г – проект Манагера «Армия Власова» выпустила альбом с одноимённым названием
89г – проект Манагера «Цыганята и я с Ильича» издала двойной альбом «Гаубицы лейтенанта Гурубы», о котором Летов отозвался так: «Циничнейшая, обидная, безобразная, идиотская и издевательская работа. Стиль, в котором она выполнена, именуется и подаётся Манагером как «мелодичное мышление» и воспринимается им самим как исключительно свой собственный, аналогов и конкурентов на мировой арене по силе самовыражения и по глубине паталогического погружения в «веселие» бытия не имеющий».
90 – тот же проект выпустил альбом «Арджуна-драйв», названный Летовым «апогеем мелодичного мышления».

Кроме того Манагер эпизодически появлялся в проектах самого Летова. Об одном из их совместных выступлений журнал «КонтрКультУра» (№1, 90г) не без доли юмора писал: «Где-то на третьей песне на сцену вышел Манагер – это был смертельный номер… Вот идёт по улице человек— толстый такой, в какой-то тенниске старой, с обручальным кольцом. И заходит этот человек в ДК, выходит на сцену и издаёт такой вопль, что, когда от него вырубается микрофон, никто этого даже не замечает. И уже не важно что он кричит. Просто бывает такое время, когда нужно перестать петь и начать кричать…«

Сейчас Манагер уже много лет не выступает, однако недавно издал ещё один альбом «Родина» и книжечку текстов песен и стихов – благодаря некоему полумифическому московскому издателю, которого сам Манагер в глаза не видел.

ПС: Мне кажется, что сейчас рока как такового не существует. Рок-музыка – да. И то – только в общих чертах можно описать её – нет никакой конкретной схемы, по которой можно отличить рок-музыку от музыки других направлений. Рок же был Символом, Пророком, Бунтарём. Рок был стилем жизни тех поколений. И кому как ни тебе знать всё это. Сейчас всеобщая коммерциализация не оставила ни одной лазейки для свободного рок-творчества – нет того, против чего можно сейчас бунтовать, вернее – не за что воевать – я имею прежде всего музыку и то, чего хотели рокеры тогда.

Манагер: Я согласен с тобой в том, что рок – это музыка протеста. И в Америке, и в Англии – поскольку музыка пришла оттуда в СССР. По их мнению, СССР – тоталитарная страна. По нашему мнению… Насколько я помню – мне довелось со многими рок-деятелями быть знакомым – играло большую роль ограничение и давление со стороны официального образа мышления и идеологии, почти коммунистической идеи, которая была очень сильно преломленная через то явление, которое называется партократией.

Я застал вторую волну: первая волна – это конец 70-х – начало 80-х – это период «Машины времени», Майка и т.д. А вторая волна – поднялся Сибирский рок («ГО», Янка, Ник-рок-н-ролл и остальные группы), «ГПД», «Утро» из Харькова, «ВВ» и т.д… Главное понимание, которое пришло спустя десять лет, связано прежде всего с тем, что большая часть людей, которая приходила в рок – это были люди молодые. РОК – ЭТО ДЕЛО МОЛОДЫХ! Т.е., с одной стороны, оттенок юношеского максимализма и здоровой наглости в понимании и оценке всего, начиная от свободы и заканчивая эстетикой; с другой стороны, был определённый недостаток понимания и опыта. Никто из нас осознанно не жил ни при Сталине, ни при Хрущёве – для нас это время связано с мифом. Поэтому понять истинные основы в то время было сложно, да и, к тому же, неинтересно. Считалось правилом поведения огульно отрицать любую систему, любую мировоззренческую концепцию, если в ней есть какое-то ограничение, какой-то аспект давления на сознание. И, естественно, это и проявилось в музыке протеста.

С течением времени оказалось, сто страна развивается в неожиданном для нас направлении. На первых концертах «ГО», где я был вокалистом, мы вообще считали, что наша внутренняя идеология – это идеология коммунизма, только коммунизма не партийного, а идейно неформального, отвлеченного от всех классических форм. В 88-м году на Интернеделе в Новосибе мы заявили со сцены, что мы коммунисты (а не нацисты и хулиганы, в чём нас обвиняли). Просто мы считаем, что нормальных коммунистов очень мало, от этого и получается непонимание.

Огромную роль для нас играли Стругацкие – как воплотители общества, в котором не будет того, что нам мешало: когда все люди в чём-то похожи, скучны, неинтересны и подавлены. И, естественно, когда произошли эти неожиданные изменения в стране (появление частной собственности, превращение страны в капиталистическое государство со всеми вытекающими отсюда последствиями – пропаганда секса, насилия, войн), многие люди просто растерялись. Вообще, до сих пор никто толком не может объяснить, чем же был плох социализм кроме того, что там был Сталин! Т.е., если вычленить Сталина, то получается вообще фантастическая картина: социализм создал космическую отрасль, искусство, которое пользуется популярностью до сих пор, прекрасную литературу! Когда мы всего этого лишились, мы получили те же самые проблемы, только в 100, 1000 раз больше. Например, наркомания при СССР в 1000-10000 раз ниже, чем сейчас в России. Тем не менее социализм продолжает клеймится, а демократия – приветствоваться.

А так получилось, сто в рок-н-ролле при демократии потребности вообще нет никакой, т.к. потребность есть только в том, что даёт доход и имеет рынок сбыта. То, что не даёт доход, легко может быть заменено на покупаемый товар. Тот же концерт «Назарета» в Новосибе, в чём-то эпохальный, феноменальный, это тоже товар, который имел рынок сбыта. По большому счёту, он уже никому не был нужен. Это была ностальгия (А разве ностальгия не имеет права на существование? – ред.)

Рокеры в России всегда были в чём-то не профессиональны, в чём-то подпольны. А демократия только удесятеряет подпольность, т.к. масс-медиа вмещает человека в реальность, которая ничего не даёт кроме развлечений, которая не учит размышлять. Поэтому рок-н-ролл стал разваливаться, это было свидетельством того, что эта беда существовала уже тогда. Т.к. давление, тоталитарность позволяли рокерам сплачиваться, всё являлось рупором правды – и самиздат, и диссиденты. А затем появилось общество, которое вообще не требует правды (Демократия требует только лишь продаваемого товара; это может быть ложь, но в момент продажи она становится правдой). Народ легко воспринял эти изменения, всё неожиданно превратилось в европейское общество с малыми доходами. А в совершенном европейском обществе рок-н-ролл находится в глубоком подполье: Берлин, Гамбург в Германии являются центрами авангарда, а во всех остальных городах есть лишь сотни интересующихся им – вот, это их протест.

ПС: Расскажи о своём участии в андеграунде. Были ли реальные гонения, давление властей?

Манагер: Гонения, которые я испытывал от власти, в моём понимании, лояльны, т.к. любая система (государство) имеет право защищать себя подобным образом. Многие люди – а с КГБ я сталкивался на уровне полковников и майоров – в чём-то были ограничены, в чём-то представляли собой страшную машину – те люди, которые защищали государство. Они были очень интеллигентны и эрудированны, однако некий оттенок правдолюбия в них отсутствовал.

После первого концерта в Новосибе в 1987 году (I Межгородской фестиваль рок-музыки, на котором «ГО» выступало вместо неприехавших «Звуков Му»; были также «Наутилус», «Аукцыон»), когда «ГО» играло в составе братьев Лищенко и Летова, и была исполненна только что написанная программа «Адольф Гитлер», очень эпатажная, очень наглая, секретарь обкома КПСС Слуянов заперся в какой-то гримёрке с «ГО» и прочищал мозги: мол, как вы можете так позорить образ современного молодого человека. А в Омске в это время как раз была вспышка псевдо-фашизма, связанная с днём рождения Гитлера.

Когда мы вернулись (я и Сергеев тоже там были), пришла бумага о том, что мы проповедуем идеи фашизма. На последующей за этим встрече с обкомом ВЛКСМ мы с Сергеевым объясняли, что никакого фашизма нет, а даже наоборот – есть новый оттенок коммунизма, который идёт снизу, от народа. И мы являемся этим народом, который имеет смелость исполнять это со сцены и заботиться о моральном здоровье нации. И всё.

К тому же в 87-м году власти не имели уже особой возможности давления на людей. Поэтому гонения носили такой вот профилакционный характер. В 88-м уже вообще ничего не было, единственное – в «Юности» просто не дали провести концерт. На свой страх и риск ректор НГУ разрешил нам выступать. Вот, собственно, и все гонения, которые имели место быть.

Хотя с КГБ я общался ещё в 83-м. Однако оно даже в чём-то помогло мне тогда: как молодой специалист, я должен был отработать три года на заводе, а благодаря им я отработал всего 11 месяцев.

ПС: Каковы же были причины общения с КГБ тогда?

Манагер: Была такая группа из трёх человек, которая вела беседы о целесообразности и бездуховности социализма, о том, как можно всё благоустроить. Ну, и нашёлся человек, который заложил нас.

ПС: Наверное, самый популярный и избитый вопрос: когда и каким образом ты познакомился с Летовым?

Манагер: Году в 84-м, когда он только-только начал писать свои песни. Какие-то общие интересы, склонность к размышлениям, любовь к чтению книг сблизили нас. Затем всё это переросло в какие-то творческие контакты и дружбу. Первое время я порицал песни Летова, не понимая их. Но, с течением времени, когда появились у него музыканты, когда я съездил на этот концерт и увидел определённый размах, у меня появился интерес…

ПС: А когда ты начал писать музыку?

Манагер: Первую песню я написал на основе реального события. У моей первой жены Иры бабушка была парализована. И я, потрясённый этим, написал песню «Паралич». Это был 87-й год.

ПС: Чем ты занимаешься сейчас? Говорят, что в Новосибе вышел твой диск…

Манагер: Сейчас был период творческого застоя, связанный с изменениями в моей жизни: я встретил женщину, влюбился, женился и переехал к ней в Новосиб. Поэтому какую-то часть времени я был отстранён от музыки. А позже, видя эту опустошённость в рок-н-ролле, о которой ты говорил, мне захотелось доделать те вещи, которые не закончены. По сути, ранние альбомы «Паралич» и «Армия Власова» интересны лишь как следы конца 80-х годов. А так, я записал лишь один альбом. Тем не менее, есть материалы ещё на 5-6 альбомов.

ПС: Ты планируешь их записывать?

Манагер: Мечта такая была, но она натолкнулась на неожиданную преграду: невозможно найти музыкантов! Я пол года искал их в Новосибе, и так и не нашёл…

 

(Лирическое отступление №1)

Манагер: В любой стране в 60-е годы уже была сложившаяся система, где люди могли играть музыку. В любом европейском городе средней величины – порядка Тюмени, Иркутска, и тем более таких метрополисов, как Омск и Новосиб. И эта система сложилась потому, что жизнь была структурирована. Она достигла такого производительного уровня, когда музыкальные носители (гитары, деньги на запись) и количество работы, предлагаемой людям, и сам отдых стали традиционными. Дома никто не проводил большую часть времени, как у нас. Вечером люди идут в рестораны, кафе, пабы, клубы. А там есть цены, там можно играть музыку, выставлять живопись, читать стихи. Музыка поимела тотальное распространение.

Там любая группа в течение года – полугода играет, оттачивает своё мастерство и к моменту записи играет уже очень прилично. Часто отмечается, что нью-йоркские уличные музыканты имеют такой профессиональный уровень, что их хоть сейчас приглашай на запись – они сыграют чисто и хорошо.

Ну, это небольшое отступление… Так что я ещё буду ждать.

ПС: А что омские музыканты? Наверняка у тебя остались здесь друзья, знакомые…

Манагер: А омские музыканты, это кто, хотелось бы знать?

ПС: Ну, то, что ты рассказывал о ситуации за рубежом, в Омске, в принципе, происходит нечто подобное, разве что пока в зачаточном состоянии. Здесь довольно много клубных групп, которые играют и свою музыку, и классику, и рок. И, кроме того, мне кажется, сейчас у нас происходит мощное движение – не рок-движение, а движение рок-музыкантов, которые работают в различных направлениях и охватывают весь спектр…

Манагер: (перебивая) Ну, хорошо. Но как ты видишь поиск такого человека? Я, может быть, не умею их искать. Но по Новосибу такое же движение существует, только эти люди изначально строят своё мышление под то, что будет востребовано. Это музыканты, которые ищут приложение своих сил там, где это может быть продано. Есть, конечно, и консерватории. В Тюмени вон есть Саша такая, скрипачка «Чернозёма» — она закончила консерваторию.

 

(Лирическое отступление №2)

… Да и понимаешь, чем отличается та сцена от теперешней? Если раньше люди пытались искать новый образ восприятия реальности, больше связанный с поэзией. Ну, русский человек больше говорит, чем изображает. Сам инструментальный оттенок ему не важен. Велика беда – инструмент! Три аккорда возьмём, сыграем.

Теперь всё наоборот. Музыканты инструментально подкованы, играют достаточно технично и хорошо. Только мышления никакого. Они сразу свою голову ложат куда-то и не собираются её каким-то образом воплощать и использовать Часть людей её каким-то образом использует… А т.к. я не на плаву в Новосибе, можно сказать, человек с улицы, несмотря на небольшую известность, которая осталась с прошлых времён, мне не довелось…

А омских музыкантов я знаю только по старым временам. Это «ГО» и «Пик Клаксон». Отчасти «КУ». Наверное, больше никого… Была ещё группа «Игла» у Иваныча – также был знаком. Но они все либо уже не играют музыку, либо играют с теми, кто у них уже есть (например, «ГО»). Других я не знаю, да и они меня отчасти не знают...

Игорь: Сама рок-музыка всегда имела подпольную ветвь, андеграунд. Если говорить о нём, то в Омске он оставляет желать лучшего.

ПС: В Омске он просто разобщён. Среди более молодого поколения есть довольно мощные группы, реализующие своё творчество не на продажу. Пока ещё… Вот только-только начинается эта коммерческая волна. И, в принципе, есть музыканты, которые играют не столько придуманные партии, сколько импровизируют, творят.

Манагер: Но они замкнуты на себя. Им какого-то резона помогать кому-то нет. Т.к. они хотят сделать что-то своё.

ПС: Нет, не всегда. Большинство этих тусовок пересекается друг с другом. Бывает так, что один музыкант играет в нескольких группах. Или, к примеру, на прошлогодней «Рок-перспективе» некоторые группы меняли по одному музыканту, а назывались уже по-другому…

На самом деле, электрические группы более подвержены этой волне коммерциализации, более замкнуты. А акустика продолжает влачить своё жалкое андеграундное существование – подпольные студии, записи и пр.

Так что, я думаю, найти музыкантов можно.

Манагер: Да конечно, можно. Но сейчас всё немножко оживилось. И надежды мои…

 

(Лирическое отступление №3)

И ведь сыграла большую роль внутренняя подавленность от того, что я потерял родину. Когда мы играли в Русском Прорыве, я сказал, что родился в СССР. И до сих пор говорю, что СССР – моя Родина. Россия, да, она правопреемница СССР по юридическим канонам. Но как может юридический канон быт правопреемником по образу жизни? Мне вообще не нравится то, что здесь происходит – тотальное насилие над разумом и душой. Я человек крещёный. Не ортодокс, конечно. Но, тем не менее, понимаю идею, что есть любовь, братство, правда, честь. Все эти понятия не играют в России никакой роли.

Всё это было достаточно трудно пережить. Но у меня появились какие-то внутренние идеи. Я для себя обнаружил достаточно преемлимый образ мышления в этой стране. Хотя эта подавленность до сих пор существует. Крайне неприятно ощущать себя в своей стране посторонними людьми… Мы с Ромычем (Неумоевым – ред.) параллельно написали два текста с почти одинаковым рефреном: у него «Посторонние люди», а у меня «Нация Торжествует», но не через тире, а через точку с запятой. Мы лишние люди, мы посторонние здесь. Мы вообще не нужны этой стране.

Вообще, принцип капитализма очень прост: добывать прибыль и большую её часть оставлять себе. А если ты высоко взлетишь, то имеешь просто новую психологию по управлению большими массами людей. Поэтому сама по себе музыка, рок-н-ролл, который тяготеет к правде, независимости – он по идее: что хотите, то и творите! Вы нам вообще не мешаете! Плати налоги и спи спокойно. Ты платишь за квартиру, за проезд, за джинсы – это тоже налоги в гражданском смысле. Ты признаёшь свою реальность. Поэтому, пожалуйста, играй свой рок-н-ролл, он никому не мешает. Многие молодые люди ни уха, ни рыла не петают, что творится в этой стране. Для них это не так важно.

Через 10 лет они будут умными, через 15 – станут понимать… Если останется смелость, сила, внутренний комплекс. Если нет – они сопьются. Либо махнут рукой и будут честно доживать до пенсии. Часть из них станет бизнесменами.

А для меня в широком смысле – какой смысл играть рок-музыку? Доказывать себе, что тоже музыкант, что тоже можешь дёргать за струны? Да любой человек может научиться играть на гитаре, на фортепьяно или во флейту дудеть. Это не повод позировать себя. Повод – что-то воспеть, что из тебя прёт, такое же достойное, как произведения Моцарта или Моррисона…

А если это как-то опосредованно упирается в эгоизм… Отчасти тот рок-н-ролл, о котором ты говорил, 80-х годов, н упирался и в эгоизм. Поэтому такой независимый музыкант как Юрий Шевчук неожиданно стал совершенно официальный, зависимый. Хотя ни от кого он не зависит, но такой у него образ мышления. Достаточно вспомнить его «Осень», которую он, по моему, уже ненавидит активной ненавистью… А какая может быть радостная сторона, когда общество построено на взаимоотношениях бедных и богатых…

ПС: (провокационно) Может ли самиздат как-то повлиять на эту ситуацию?

Манагер: (не поддаваясь на неё) Никак. Можно хотя бы вспомнить советский самиздат, который привёл к победе демократии в какой-то мере. Чтобы повлиять на ситуацию, нужно очень хорошо понимать её. Самиздат вообще не шибко копается в оттенках современного бытия. И, естественно, этого мало. Нужно понять, а что же вообще надо в этой ситуации, на что же её менять.

Нужно построить новую теорию, новый мир, в котором люди не будут друг друга обманывать, а в пределе – деньги как таковые исчезнут… Отчего такая ненависть современной демократии к социализму? Очень простая причина.

Социализм всё декларировал. И отсутствие денег. А это означает — накрыть всю систему отношений на земле. Поэтому социализм будут травить как собаку – ведь он отрицает праведность современного мира! Это тоже получается задача самиздата. А это уже какая-нибудь статья конституции – об изменении существующей действительности, о внесении межнациональной розни. И всё. И ты право не имеешь реформировать современную реальность… Почему Европа имеет такой большой процент самоубийств? Ну, не считая сексуальный аспект и наркотики. Да потому, что СКУЧНО ЖИТЬ! Потому что исчезла Идея. Потому что народ лишён Мечты.

ПС: Та самая утопия, о которой они мечтали. Вот её они и получили.

Манагер: Они не мечтали об утопии. Мы мечали. Томас Мор мечтал об утопии. Кампанелла мечтал об утопии. Томас Мор, по моему, был убит. Кампанелла тоже кайфа не получил от своего города Солнца – 36 часов сидел на колу. Вот свидетельства того, насколько у них популярна была эта мечта.

Вот если эту тему будет поднимать самиздат, то у него есть шанс остановить этот ход жизни… Самиздат всегда славился тем, что он был разобщён, видел фрагментарные проблемы. Я даже не знаю, что может быть сейчас в самиздате… Только линия новой эстетики, какого-то отстранения от рекламы, банков, PR и масс-медиа. Попытка художественного воплощения нового взгляда на жизнь…

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011