Несколько позже, в середине декабря состоялись сразу два спектакля театра импровизации, разделённые лишь небольшим антрактом. В зрительном зале Звёздного, где всё и происходило, к концу второго спектакля уже развивалось собственное шоу – видимо так заразительны были пластика и импровизация актрис. Дело в том, что параллельно проходила дискотека для местной малолетней гопоты, которая всем «составом», абсолютно в непотребном состоянии заявилась в зрительный зал и, придя в восторг от танцующих на сцене девчонок, закатила свои бесконечные урловские разборки, а, т.к. в зале присутствовало зрителей вдвое меньшего количества, шпана разошлась не на шутку. Куда смотрели в это время бабушки-вахтёрши, мимо которых и мышь пробежать боится (без билета не пропустят), и очень статный, жующий жвачку мент – неизвестно. В какой-то момент я подумал, что спектакль сорван. Однако за кулисами после этого шоу творилось невероятное – девчонки прыгали от счастья и, как оказалось, внимание громогласной публики не оказало на них никакого влияния.
Что же касается самих спектаклей, то это были интересные импровизационные пластические и театральные этюды. «Дуэт для дизайна, или Дизайн для двоих» - это рассказ о формировании двух молодых художниц (солисты – Ирина Качан и Нина Рубан), об их детстве и юности, о постижении ремесла и искусстве нового века. Начался он с пластической импровизации без музыки – в тишине. Девушки ещё не вошли в состояние «танцевального сознания», когда мыслей уже нет – есть только движение. И это чувствовалось – напряжение, некий ступор. Повторяющиеся круговые движения руками и развороты вокруг собственной оси… Только за счёт личной магии – обаяния Ирины нужный образ всё же вырисовывался и интриговал. Однако создавалось такое ощущение, что перед тобой – адепт тайцзицюань – в этой китайской системе оздоровления один из принципов движения базируется на воображаемом сопротивлении воздуха (энергии ци), т.о. движение идёт как бы через силу. Позже Ирина говорила мне: «Ты не представляешь, как я тогда с собой воевала, какая у меня шла внутренняя борьба!». К счастью, борьба была успешно выиграна, и Ира растворилась в танце-действе. Следом подключилась Нина. Всё остальное уже не имело значения – техника, слова, фабула; было лишь одно ощущение – искренности происходящего. И эта искренность подкупала больше, чем всё остальное вместе взятое. А кульминацией спектакля стала сцена, где Ирина на пятиметровых листах бумаги нарисовала яркую, разноцветную картину, визуально закрепив прошедший спектакль и весь спектр радостных и восторженных эмоций как зрителей, так и самих актрис… В зеленоватом, сумрачном свете одинокая фигурка хрупкой девушки с развевающимися по ветру волосами – исчезающий силуэт на фоне великолепной картины Мастера – словно история жизни Художника, история его творческих мук, мытарств и исканий, наконец-то увенчанных успехом. Вспомнился почему-то Буэндиа из «Сто лет одиночества» Маркеса, затем кортасаровский Персио, затем – Макс Волошин… Но конец, всё же, позитивен – прежде всего остались те, кто всегда был рядом с тобой, в трудную минуту приходил на помощь, делил вместе с тобой радость и печаль! Словно гимн всеобщей любви. Как написал в программке сам Владимир Супруненко, руководитель театра: «Апофеоз».
Хочется ещё отметить интересную фонограмму – совмещение нью-эйджа, психоделии, бита, советской и западной попсы и рок-музыки: Клаус Шульц, «Pink Floyd», Frank Zappa, «The Beatles», Дима Тухманов, «Depeche Mode», «Queen», Инна Желанная, Бьорк и др. Забавно, что часть зрителей осталась на спектакль как раз из-за музыки, а затем втянулась в происходящее и уже с интересом следила за сценой. Несомненно, в этом Супруненко сделал шаг вперёд. Хотя для Омска это скорее закономерность, т.к. и у студии «Зелёная» многое базируется на грамотно подобранной фонограмме и создаваемой с помощью сценических средств медитативной атмосферы, за счёт которой им делают скидку на некачественность актёрского искусства.
И, конечно, достоин восторгов и почестей единственный парень-танцор (Кирилл Ковалёв), который так самозабвенно отплясывал шаманские танцы, что создавалось впечатление, что он родился на островах Бижагош (один из мощнейших центров африканских племенных культов) или среди мексиканских толтеков. Видел бы его Оливер Стоун…
КИНЕС КИЗИИТОВ