Итак, теперь всё по порядку о том, что происходило в конце прошлого года. Сначала был джем-сэйшн – он прошёл в ноябре прошлого года. Что это было такое? – Два часа полной импровизации, в которой приняли участие сами «супруненковцы», студия «Зелёная», хэппенинг-группа Upavshie so stula, фолк-рок-группа «Пенелопа dreams» и флейтист Сергей Харсель, мастер боди-арт Татьяна Жарова, студентки худграфа и дизайна из Института Сервиса, парочка журналистов и несколько хиппанов. Всё это время ребята танцевали, пели песни и мантры, рисовали на стенах и своих телах, бродили по залу, кричали и ползали по полу. После окончания сэйшена – традиционный «круг» и чаепитие. Поначалу никто не хотел разговаривать – после того, как тело говорило самостоятельно, без помощи слов и разума, ему трудно привыкнуть вновь к вербальному общению. Однако Владимир Супруненко со свойственным ему упорством таки заставил народ шевелиться. Зашёл разговор о пользе подобных сэйшенов и о том, какие «вы все родные». Хорошо, что это скоро кончилось – выдавливание из себя каких-то слов происходило, всё же, вяло и неуклюже. Ну, а последующее чаепитие уже полностью восстановило способность общаться словесно, и мы с Владимиром около получаса разговаривали о том, что получилось удачно, а что – нет. Скажу одно: мне, действительно, понравилось действо, понравились ребята и общая атмосфера непринуждённости и доверия. Не понравились условия проведения, но это мелочь, первый блин всегда комом. А вот что думают по поводу прошедшего джема сами участники, члены студии (все желающие могли оставить письменные отзывы, самые интересные из которых мы и публикуем):
1. Джем – это расслабление, жизнь тела, отдых для мозга, освобождение от «думательного процесса». Люди собираются и двигаются в своё удовольствие, общаясь невербально. О незнакомом человеке можно узнать очень многое через танец, через контакт (т.е. без слов абсолютно). Это интересно!
2. 7 ноября. Ой, что я здесь делаю?! Потому что мне нравится. Я двигаюсь, и, оказывается, не только я. Мир со мной. Казалось, что изменилось не только время, но и пространство. Ожили даже воздух и краски, а звуки можно было подержать, потрогать и отпустить.
3. 7 ноября. Сначала было морозно. Или я такая. Небывалых ждать чудес, я полетела позже, полетела. Этот маленький зал в ДК им. Козицкого вместил столько людей. И все эти человеки были совсем родные, отовсюду, от кого-то, от чего-то. Другие, не мои люди, пришли и за 1 час вросли в меня своими корешками, или я вросла в них. Я совсем не летаю во сне, и очень редко когда импровизирую, но в этот джем я взлетела вместе с Антоном. Антон – это человек, который поймал меня глазами в этот Джем.
Ещё было жарко и много людей, и вся эта энергия была во мне, взрывалась и вновь исчезала. Я люблю людей, людей люблю.
4. Импровизация освобождает внутреннюю сущность человека, позволяет ему свободнее общаться с другими людьми. Поднимает из души светлое, хорошее. Позволяет раскрепоститься в общении с самим собой и другими людьми. Учит доверять людям. С помощью импровизации я могу поднять себе настроение, выплеснуть отрицательное, просто насладиться свободным движением тела, почувствовать себя чем или кем угодно.
Ведь не секрет, что тело подарено человеку, чтобы двигаться, петь, дышать, думать, видеть, слышать и слушать... и Я хочу двигаться не только пешком или бегом, я хочу видеть не только, что есть, но и то, что сотворю, я хочу думать и мечтать, и воплощать.
Есть место, где встречаются такие же люди, и где ЭТО совершенно естественно. Здесь мы познаем пространство и своё тело в нём – и это потрясающе – двигаться – не бояться; кувыркаться, прыгать, падать и летать – дарить своему телу свободу и ощущения.
(Ирина Качан)
А вот дневниковые заметки хореографа студии Светланы Моисеевой, написанные специально для «ПС»:
«Осень этого года была долгой, просто какой-то нескончаемой. Пришла рано и уходить не собиралась. Пронзительный ветер, холодное колючее солнце. Что-то не так? Почему нет перемен? Стоп. Не переживать, не волноваться, принять всё таким, какое оно есть. Хорошо. Пусть будет осень ещё и ещё, много осени.
Но... что-то же должно произойти? Другое...
Давайте устроим «джем»? Может быть. Когда? Только один раз? Нет. Да. Почему? Кого позовём? А они захотят? «Джем» каждый год? Всего раз в году? Лучше осенью. И летом. А зимой?
7 ноября зима не началась, шёл дождь, было +10. В пространстве зала, место в котором всегда хватает для движения, для свободы, вместилось 60 человек. Кто-то всех посчитал и сообщил после по радио. Джем-сейшн состоялся.
Дабы облегчить его идентификацию в будущем, когда всё перепутается и время добавит много другого и будет сложно определить где, когда и что, даже для вещей традиционных, чётко структурированных, тем более это событие неуловимо, не поддающееся фиксации, должно быть как-то обозначено. Поэтому появилось: Джем №1. Осень.
Я послала сообщение о предстоящем джеме тем, с кем хотела двигаться, танцевать, общаться, жить эти два часа. Кого хотела угостить лакомым кусочком большого вкусного пирога. Он называется «контактная или танцевальная импровизация». Название, по-моему, не точное, смутное. Может быть, потому многие этот пирог ещё не пробовали.
Сам джем…
• Здесь собрались разные люди. Много новых лиц, сегодня даже старые знакомые другие. Или другая я?
• В этом пространстве легко двигаться, оно больше, чем фактическая (физическая) площадь зала. А стены и потолок не ограничивают его. Ещё миг и я полечу.
• Не люблю быть учителем, ведущим. Истинное наслаждение получаю в роли ведомого, вероятно, поэтому всякий раз с радостью принимаю выпавший случай побыть учеником.
• Состояние свободы. Момент, когда можно слушать тишину и звучать, не думая. Не спрашивать себя: это можно? Как должно быть? Правильно или нет?
• Я становлюсь в круг. Все называют свои имена. Я называю своё имя и все повторяют его. Это моё имя. Оно наполнено воздухом и Светом. Так назвала меня моя мама, когда я родилась в самый длинный и светлый день в году. Свет и воздух наполняют всё вокруг. Сейчас нет ничего, кроме меня и моего имени. А после – тишина, всплеск, движение. Глаза. Взгляды. Много. Родные. Заглянуть в глаза хочется. Человека не вижу, не знаю, чьи это глаза. Ах, как больно быть отвергнутым. Пробую делать шаг. Получается. Взгляд спокойный, принимает. Другой неуверенный, смущается, прячется. Делаю ещё шаг. Эти глаза пронзительно чёрные, я цепляюсь за них, но они утекают. Ещё. Ещё. Быстрая смена. Моё страстное желание контакта пугает? Легкий холодный ветерок сомнения проходит по телу. Перестань думать, планировать, оценивать! Двигайся!
Глаза. Взгляд. Мой взгляд начинает движение, я открываюсь. Не ухожу в себя, продолжаю находиться в реальном состоянии, и тут же встречаю чьи-то глаза, ещё и ещё. Они проходят мимо. Остаётся ощущение визуального контакта. Так продолжается какое-то время. Не пытаюсь что-то изменить, подчиняюсь всецельно происходящему. Вдруг: «тюк»... Глухое прикосновение плоскости. Какая-то часть человеческого тела прикоснулась к моей спине. Это большое плоское лениво прислоняется, моё тело мгновенно реагирует, импульс от точки прикосновения уже идет через всё тело. Плечи, голова, позвоночник – всё приходит в движение…».