Хэппенинги и перфомансы – весьма распространённое явление в некоторых узких кругах современной молодёжи. Наиболее, быть может, активной хэппенинг-группой являются таинственные Upavshie so stula, которых много кто видел в жизни, но мало кто видел в процессе создания их проектов. Деятельность «Упавших» далека от эпатажа и тупой агрессии, она скорее концептуальна и самодостаточна. Видимо, поэтому они творят там, где захочется и то, что получится. Акции «Упавших» часто вполне безобидны: так, в феврале, после того как растаял лёд на Оми, а потом река вновь покрылась белоснежным ковром, ребята огромными буквами вывели на нём одно слово – «Омск», знаменуя, видимо, победу зимы над оттепелью, и победу человека – над зимой. Это гигантское слово можно было увидать с вертолёта или низко летящего кукурузника, а также – проезжая по комсомольскому мосту (от Музыкального театра до Туриста).
Когда появилась хэппенинг-группа Upavshie so stula точно никто не знает. Один из первых составов известен полностью благодаря тому, что в составе редакции «ПС» есть один из его участников и идеолог, - это наш доблестный Кен Кизи, а также Агидель и скоропостижная ТС Мандала. Школу «Упавших» в своё время прошли группы «Пенелопа dreams», «АС», «Возвращённые толтеки», которые сейчас в разной степени продолжают развивать культуру перфоманса в нашем городе. «Пенелопа dreams», наверное, самая активная из них. Назвать её музыкальной или рок-группой язык не поворачивается – это несколько иное образование, которое синтезирует в своём творчестве и рок-культуру, и этнику, и элементы экспериментальных театров, и художественный перфоманс. Единственная аналогия, которая приходит на ум, это небезызвестное приуральское общество «Картинник» («панк-фольк-шок-скоморох-тусовка»). Это самое общество было основано в 1988 году инженером-электриком, ветераном труда, автором множества поэтических книг Б.У.Кашкиным, и устраивало всевозможные «шоу», которые позже модно окрестили хэппенингами и перфомансами. Собираясь вечерами, ребята рисовали разные картинки на дощечках, а потом раздаривали их всем желающим на своих концертах, которые проходили у самодельного шатра и сопровождались пением, игрой на балалайках и бубнах. «Картинник» приезжал и к нам на «Рок-Периферию-90», где шокировал местных гопников и радовал рокеров своими импровизационно-бесконечными потешками-частушками-сотнями…
Подобное же шоу устраивали и «Упавшие», например, в августе прошлого года (см. «ПС» №2, «Не перевелись ещё на Руси хэппенинги»). Обычно подобные перфомансы проходят в закутках и коридорах ДК и прочих общественных зданий с хорошей акустикой, на квартирах друзей, в полуповальных помещениях, подземных переходах, автобусных остановках и главных улицах города. В ход идёт арсенал музыкальных инструментов, как традиционных (гитара, флейта, бонги), так и импровизационно-самодельных (всевозможные стучалки, гремелки, дуделки, свистелки, звенелки, мандолины, балалайки, варганы, губные гармошки). Шаманские танцы, песнопения, религиозные сутры-мантры-молебны, перепевки современных песен, переложения поэзии на различные стили музыки и ритмы. Эдакое акынство вкупе с мексиканско-индейской культурой и дальневосточными мотивами.
Схожесть группы Upavshie so stula с обществом «Картинник» ещё и в постоянном изменении состава. Так, в «Картиннике» в своё время играли семь президентов рок-клубов, музыканты групп «Апрельский марш», «Кризисное отделение», «Чайф», «Гражданская оборона», «Аквариум», «Джими Тенор и Хиз Шаманз», «Инструкция по выживанию» и др. (по данным «АОРа»). Однако «Упавшие» ориентируются не на команду Б.У.Кашкина, хотя уважают и ценят его творчество, а, по их словам, на распростанённое в середине прошлого века в Штатах течение дискордианцев. Эти талантливые мистификаторы занимали ответственные посты на всех уровнях социальной лестницы и, кроме всего прочего, каждый из них был профи в литературе, истории, журналистике и пр. Они имели достаточную свободу действий для реализации своей цели – пошатнуть массовое сознание, разрушить устоявшиеся стереотипы общества, повернуть прогресс в сторону магии. Многие из них образовывали тайные школы Тантры, различные оккультные Ордена и кланы. По различным каналам (от бульварных газет до государственного телевидения) проходили «утки» дискордианцев, которые, в конце концов, породили мощную волну псевдодискордианцев. А т.к. первые никогда не афишировали свою двойственную жизнь, то вторые с таким же успехом порождали сенсации и мистификации через СМИ.
Upavshie so stula – нынешний состав группы – полностью взял на вооружение этот чудодейственный метод своих предшественников и призывает к подобного рода активности всех живых духом людей. По их предположениям, город уже заражён вирусом дискордианизма. В частности, они называют газеты «Ореол», «Четверг», «Времена Года», «Третья Столица», практикующие их принципы. Однако информация эта исходит лишь со слов нынешних «Упавших», которые сейчас практически недосягаемы, т.к. связь с ними односторонняя и только через Интернет. Музыкально-пластическими перфомансами «Упавшие» перестали заниматься в связи со сменой состава, бросив все свои силы на идеологический массовый «срыв крыши» и уступив место своим музыкальным последователям.
Одни из них – упоминавшаяся выше группа «Пенелопа dreams» – также сочетает в себе традиционный поток соста-ва группы и нестандартную форму: за время существования «ПD» в группе сменилось пятнадцать музыкантов. О музыкальной деятельности группы читай в этом номере в рубриках Music.News и Rock_files.new.
К. КУЛЬТОВ