На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Культ ужаса: дань моде или зло? | Патефон Сквер №3

В рассуждениях о современной культуре всё чаще стал отмечаться её негативизм, который связывают с проявлением неоязыческих мотивов. Языческое обожествление мира со всеми его несовершенствами и злобой проявилось практически во всех видах искусства.

В 1979 году на экранах мира появился фильм Фрэнсиса Форда Копполы о вьетнамской войне — “Apocalypses Now”, который впоследствии назвали эпохальным. Лента завораживала мрачным обаянием ужаса. Главные элементы фабулы были заимствованы из давнего романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (зловеще переиначенное дантово «Сердце света»). В финале фильма сумасшедший полковник со словами «надо привыкать жить со страхом, сделаться ему другом, иначе он уничтожит тебя» исповедовал неоязыческий культ смерти.

Новое интригующее направление массовой культуры основано на так называемых «ужастиках». Такие рок-идолы, как Мэрилин Мэнсон и даже довольно пожилой Оззи Осборн, пропагандируют «смертельный жанр», представая в образе самого Князя Тьмы. Образ Мефистофеля пришёлся по вкусу и законодателям моды, предлагающим нам допустить в свой гардероб мрачную готику, чёрный цвет и адские атрибуты: черепа, языки пламени, изображения демонов.

Темы смерти и ужаса превратили отдельные произведения современной живописи и фотографии в оборудованный по последнему слову техники, добротно «кондиционированный кошмар» (если воспользоваться заглавием одной из книг Генри Миллера).

Ужасающее во все времена присутствовало в человеческой культуре, но отношение к нему менялось с течением времени. Ещё древние греки считали, что искусство основано на подражании природе, которая несёт в себе как прекрасное, так и безобразное. Именно благодаря этому свойству, которое получило название «мимесис», искусство способно изображать не только положительные, но и отрицательные стороны жизни. Эта мысль получила развитие у Аристотеля, который полагал, что подражание искусства снимает отвратительную природу с ужасного и делает его либо эстетически нейтральным, либо даже в какой-то мере привлекательным, доставляющим удовольствие.

Следующие эпохи развели противоположные начала по разным берегам. И подобно тому, как средневековье противопоставляло демоническое начало божественному, в эпоху Возрождения ужасное выступало как средство контрастного выражения прекрасного.

В искусстве декаданса происходят попытки эстетического оправдания всего пессимистического, мрачного и даже уродливого. В современной же эстетике зловещее, ужасающее начало не только оправдано, но и вознесено до уровня прекрасного. Демонизм музыки А.Скрябина, А.Шнитке, Д.Шостаковича, ставшей элитарным искусством, – начало красоты, замешанной на зле.

Культ Ужаса в современном искусстве не может быть оценен однозначно. Можно считать его просто веянием моды, продиктованным участившимися катастрофами и войнами. Можно попытаться оправдать его, ссылаясь на открытое Фрейдом прирождённое влечение человека к смерти. Этот инстинктивный «первичный позыв», названный именем древнегреческого бога смерти Танатос, направляет человека к разрушению и самоуничтожению. Некоторые считают в связи с этим, что возврат к истокам, к языческому поклонению силам Тьмы поможет человечеству «начать всё сначала», понять самое себя.

Однако ещё Достоевский пророчески говорил о том, что изображение в произведениях искусства насилия, смерти может вызвать непреодолимый интерес к этим явлениям – интерес, толкающий переступить грань человеческого. И можно было бы примириться с негативной направленностью современного искусства, если бы его произведения не пробуждали в человеке низменное, а действительно заставляли задуматься о проблемах жизни и смерти, Бога и Дьявола, мира и войны, добра и зла.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

*
«Жёлтыми называют проповедников смерти, или «чёрными». Но мне хочется обрисовать их ещё в других красках.
Это - ужасные, носящие в себе хищного зверя и не имеющие другого выбора, как наслаждение и самоистязание. Даже их удовольствия суть самоистязания»
(Ницше, «Речи Заратустры»).
Ужасное нередко являет собой лишь шокирующее, нестандартное в данных социальных условиях или в данное время поведение или восприятие. Так, ещё два тысячелетия назад первые адепты «философского» даосизма, т.н. «безумные мудрецы», демонстративно нарушали многие нормы поведения и обычаи, принятые в китайском обществе, культивируя у-вэй - искусство стихийных немотивированных действий. «Безумный мудрец» делает всё, что хочет, говорит то, что взбредёт ему в голову, не задумываясь, что окружающие могут счесть его поступки безнравственными (уж очень похоже это на одного французского театрального режиссёра, в экстазе вопящего в людных местах о бунте и революции, о необходимости войны и пр. - об этом читай на следующих страницах).

Однако, в отличие от российских гопников, которые, видимо, недалеки от внешней формы «безумных» даосов, последние поступают так не потому, что хотят шокировать окружающих либо самоутвердиться, а оттого, что перед лицом открывшихся им истин все человеческие понятия и слова бессмыслены и тщетны.

Конечно, вряд ли можно назвать «просветлёнными» упоминавшихся выше рок-идолов и прочих современных проповедниках культа смерти. Однако нельзя не отметить тот факт, что медитация на смерть - одна из тотальнейших и глубоких. Многие из вас знают по себе, как затягивающе и маняще болото суицида, отчаяния, депрессии. Как только ты начинаешь придаваться внутреннему самоистязанию, мир вокруг словно перестаёт существовать - всё покрывается белесой дымкой боли, завораживающей и сладкой. Многие рок-поэты и писатели, вышедшие из рок-тусовки, очень хорошо представляют себе это состояние и поэтому могут в деталях, красочно и правдоподобно описать его в своих произведениях.

Не так давно, пару лет назад мне пришло в голову создать эпохальный сборник прозы о смерти - эдакий экзистенциально-декадансный ракурс современной прозы. В моём архиве уже есть начало этого труда. Однако задумка эта возникла ещё и потому, что сам я начал писать «Книгу Смертей», в форме гипертекста - о диссонансах и синкопах деструктивного, мистериально-смертельного в нескончаемой симфонии жизни. Возможно, отрывки из неё будут опубликованы в одном из следующих номеров журнала.

Кинес КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011