На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Патефон Стенд | Патефон Сквер №3

В художественной жизни Омска, как обычно, творится множество событий и явлений. О самых интересных, на наш взгляд, мы и рассказываем в этой рубрике…

*

14 марта в галерее коллекционного искусства «Лошадь Пржевальского» открылась выставка «Вкус времени», в которой приняли участие известные омские художники, тяготеющие к современной эстетике (Погодин, Кичигин, Молодцов, Бугаенко, Вигилянский, Баранов др.). Однако вместо традиционной презентации экспозицию открыл дискуссионный стол под названием «Проблемы современной кулинарии времени», на котором присутствовали философы, историки и культурологи - от мира научного, и искусствоведы, художники и дизайнеры - от мира искусства. В ходе беседы главная тема вечера - художник и время в наши дни - трансформировалась то в яростные споры между искусствоведами и филологами, то в мелкие уколы философов друг относительно друга, то вновь возвращалась на круги своя, вовлекая в разговор скромных по своей природе художников, за которых по большей части отдувалась обаятельная Таня Бугаенко. Изредка, важно покачиваясь на стуле, лаконично и точно выда-вал формулировки Сергей Баранов, которого, как и половину участвующих в выставке художников, забыли отметить в пригласительных (а потому чуть было не сорвалось всё действо, т.к. художники не только скромные, но и ещё гордые). Однако, несмотря на длительные перепалки и уходы в сторону от цели, собравшиеся в галерее все же пришли к более-менее общему выводу, который озвучила ещё в начале беседы искусствовед Галина Мысливцева: «Сейчас художника современность не интересует!..». В том смысле, что, как сказал Сергей Баранов, «внутри каждого художника течёт своё время». Так что проблема выбора между коммерческим искусством и искусством «для души» перед большинством омских мастеров не стоит - они уже давно её решили, каждый для себя. А 14 марта - лишь озвучили её. После дискуссии директор галереи Людмила Дебус сказала мне: «Я теперь точно поняла, что на сегодняшний день лишь три художника в Омске никак не подстраиваются под зрителя-покупателя – это Молодцов, Гусев и Погодин». Эта фраза была вызвана одной лишь репликой Молодцова: «Я никак не ориентируюсь на время за окном. Мне кажется, что благодаря этому я и существую как художник».

Очень забавен был некто Арам Асоян, профессор, доктор фил. наук, и просто занудный товарищ, который и являлся тем самым «несознательным элементом», возмущавшим по поводу и без повода окружающее пространство: «Вы же не дикарь! Если вы дикарь, то вы рисуете то, что никому не интересно. Мы же говорим о КУЛЬТУРЕ!..» - в исступлении кричал он Буга-енко. Вот так, это вам, мол, не хугли-мугли, я тут, мол, не просто погулять вышел, а о таких вещах рассуждаю, что дай вам бог хотя бы представить ту степень мудрости, до которой я дорос! Довёл до слёз искусствоведа, обозвал своего товарища-философа, взялся объяснять художникам (всё той же Тане) механизм их искусства, как будто бы они сами не понимают, что делают. Ну, в общем, забавный тип, без него было бы скучно. Совершенно неожиданно подвёл итог представитель политической партии «Яблоко», некто Рыбкин, наиболее корректно и аргументировано высказавшийся по поводу заглавной темы, приведший множество примеров из литературы и искусствоведения. В частности, процитировал очень понравившуюся мне фразу Искандера по поводу ситуации в современном искусстве: «Время потеряло сюжет». Хотя, есть о чём поспорить и здесь. Ну, а «под занавес» все присутствующие полу-чили возможность отведать кусочек представленных на выставке работ в виде тортов, на которые были нанесены отпечатки картин упомянутых выше художников. Как же всё-таки сближает людей обыкновенное принятие пищи! (Асоян оставался за столом дольше всех…) Что же касается самой выставки, то из трёх десятков картин я бы выделил две-три; остальное – явно слащавое, коммерческое и беспредметное художество.

*

Надо сказать, что акции наших галерей современного и авангардного искусства стали прини-мать характер кулуарных раутов, ориентированных на богему и бомонд. Прошедшая в марте этого года выставка «Пост №1» (галерея «Квадрат») с вручением премии «за лучшее произведение 2001 года в области современного ИИ в Омске» - ещё одно подтверждение истины. Я не говорю, что это плохо или не должно быть, а просто констатирую факт: «ПС» гораздо меньше интересны помпа и величественность, нежели искренность. А искренность художников – это, прежде всего, их «домашние» работы, их слова и мысли, дела и проекты, их стихи – которых всё больше и больше.

Так, Анатолий Ширяев, которому 13 марта исполнилось 50, носится по городу с распечаткой своих стихов в надежде выпустить книжку. Стихи у него, действительно, замечательные – лучшие из того, что я читал у омских художников. Поэтому мы публикуем в этом номере небольшую поэтическую подборку Толи, этого вечного странника-романтика.

Тут необходимо ещё сказать о двух «ГРАФОроМАНтических проектах», изданных в 2001 году галереями «Кучумъ» и «Золотой Путь». Это сборники «стихотворных опусов» наших художников-авангардистов (Дамира и Артура Муратовых, Димы Селезнёва, Димы Шинкаренко, Славы Сереветникова). О поэтическом аспекте своего творчества авторы самокритич-но и в меру объективно говорят: «Он (сборник) может показаться Вам небезупречным, тогда взгляните на него как на «artist book» - книгу художников, которым в какой-то момент захо-телось быть не только увиденными, но ещё услышанными и прочитанными…» Второй сборник гораздо живее, т.к. оформлен рисунками самих авторов, всевозможными и невозможными коллажами – вырезками из газет, журналов, комиксов, игральных карт, рекламных проспектов и т.д. Кроме того, здесь довольно много эротики – специально для этого проекта художники «сняли» профессиональных проституток и в течение часа фотографировали их в разных ракурсах, а потом отпустили с миром…: «В публичный дом / За целомудрием / Не ходят…» (Д. Селезнёв).

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011