На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Культурологические аспекты Таро в современном мире | Патефон Сквер №3

Таро – это одна из древнейших эзотерических символических систем, споры о происхождении которой ведутся напряжённые и подчас совершенно нелепые. В наши дни Таро приобрело новое звучание в переложениях аутентичных, архаических символик современными художниками и оккультистами. Появилось Таро астрологическое («Таро Эпохи Водолея» и пр.), национально-этническое (как, например, «Русское Таро»), культурологическое («Таро влюблённых») и множество других вариаций. Однако предмет данной статьи университетского культуролога Евгения Груздова (автора статьи «Метафизика Летова», опубликованной в «ПС» №2) связан, прежде всего, с распространённым ныне явлением популяризации культурологических тотемов – будь то духовные учения или магические знаки – с невероятнейшей потерей первоначально заложенного, глубоко смысла. Все хотят быть образованными, но не хотят разбираться сами. Это, действительно, проблема, особенно – проблема современной молодёжи – «реферативность» когнитивного процесса, усечённость приобретаемых знаний, нежелание вдаваться в подтекст, искать скрытый смысл (об этом также см. статью Е. Серебренникова в этом номере). Тема статьи проста: игральные карты (которые, как мы знаем, являются первичным упрощением Таро) как знаковые системы и отражение социокультурных процессов современной действительности; по сути, вторичное упрощение Таро, некий «тарологический эвфемизм».

Культурологические аспекты Таро в современном мире

Разговор пойдёт о привычных для нас игральных картах, но в особом ключе. А начну я, пожалуй, с воспоминания из детства. Играть в карты я научился в деревенском доме моей бабушки. По вечерам соседи и родственники собирались и резались в «дурака». Это сейчас с первого хода «дурака учат», а тогда ходили «из-под дурака», времена были мягче. И вот пока нас, детей, в игру не брали, нам ничего не оставалось как, разбирая отбой, разглядывать картинки. И это разглядывание до сих пор остаётся самым ярким моим впечатлением, связанным с игральными картами. Наверное, поэтому я не стал игроком; так преферанс для меня до сих пор остаётся самой настоящей китайской грамотой. Карты - это особая вселенная - можно предсказывать будущее, можно играть на деньги или интерес, можно раскладывать пасьянс в одиночку. А можно играть... какое бы слово подобрать? …в игрушки. Это же целый мир: четыре царства, у каждого свой король, королева и не то вассал - тайный соперник короля, не то принц, их сын. А если колода большая, то и шут. Этот мир не простой: в нём есть плохие - чёрные масти и хорошие - красные масти (не беда, что я тогда ошибался в оценках), и между ними идет непрерывная борьба. Так уже в детстве я понял, что карты это особая книга, которую просто нужно уметь читать.

Но этой статьи могло и не быть, если бы однажды я не оказался свидетелем необычной для меня игры в карты. Во дворе играли молодые люди, играли новыми, в смысле современными, колодами. Картинки соответствовали духу времени, впрочем, как и игроки. Так я понял, что карты - это книга, которую продолжают писать. Мне показалось интересным посмотреть на то, как такой довольно-таки архаичный текст, как карты (а первое достоверное упоминание о картах в Европе относится к XIV веку), может содержать информацию о современном мире. Это любопытнейшая интрига - соотношение эзотерически окрашенной архаики карт Таро (с которыми напрямую связан предмет нашего внимания - игральные карты) и новейших реалий культуры, отражённых в этих картах.

Справедливости ради, надо сказать, что современная культура, которую последнее время часто характеризуют как эпоху постмодерна, благоволит к таким играм со смыслами. Во-первых, сама игра, игривость, многовариантность относится к основным чертам постмодерна. Во-вторых, вневременность или единовременность всех культурных эпох есть не просто черта постмодерна, но по существу, этимология слова «постмодерн». Всё это позволяет слово «карта» - carte проинтерпретировать как одну из базовых метафор постмодерна, (иначе как через метафору его не определишь): «...значение слова carte - карта игральная; я, наблюдатель и наблюдаемый, готов уподобить познание игре: бесконечной вариативности условий, уловок и исходов при резкой ограниченности, единственности набора джокеров и тузов. Игре, в которой иерархия персонажей условна и меняется в зависимости от ситуативно избранного, локального принципа...» [Курицын В. К. «Ситуации постмодернизма». с. 204]. Другим свидетельством того, что карты дружны с постмодерном, является «классика» постмодернистской литературы – роман Милорада Павича «Последняя любовь в Константинополе», где структура романа - это Старшие Арканы карт Таро. А то, что в случае с интерпретацией слова «карта» значение «игральная карта» - одно из, наряду с географической картой или меню, а структуру для романа сербскому писателю могут подсказать и словарь, и ящик письменных принадлежностей, и кроссворд - это обязательный постмодернистский контекст, чтобы мы слишком серьёзно к этому не относились. И последним доказательством того, что союз «и» между словами «пост модерн» и «игральные карты» не случаен - это стиль одной из колод Таро - коллаж (рис. 1).

Сам я не отношусь к последователям оккультизма. Карты меня интересуют как плоды культуры. Нельзя начать разговор о современных игральных картах без того, чтобы не рассмотреть архаическую составляющую. Но речь будет идти об особом восприятии, а не о действительном положении вещей в мире.

Своё происхождение игральные карты, как уже было сказано, ведут от карт Таро. Вопрос же о времени и месте появления Таро не простой. Любое околооккультное знание старается прописаться где-нибудь в древности. Для Таро это Древний Египет, а уж в средневековую Европу сквозь время и пространство их перенесли цыгане. Есть и другая версия: их создала группа ученых-каббалистов из Фезы в 1200 году н.э.

Таро - это уникальный текст о том, как представлялась структура мироздания в определённой традиции. Структуры Таро и мира взаимосвязаны, первая повторяют вторую. Я встречал несколько интерпретаций структуры Таро. По одной версии, самой простой и фундаментальной, отличают карты Старших Арканов (22 шт.) и Младших Арканов (48 шт.). Первые можно представить как те основные силы, которые действуют на мир - их ещё понимают как 22 акта творения мира. Вторые - это сам мир, то, каким он становится в результате действия этих сил. Другая версия делит колоду на три части. Первая - 21 пронумерованная карта, вторая - одна карта под номером «0» и третья часть - 56 карт из четырех мастей по 14 карт. Важно то, что вторая часть является промежуточным звеном между двумя другими - это обстоятельство нашло свое выражение в присутствии этой карты - Джокера - в большой игральной колоде. Шут - особый ключ в центре, три группы по семь ключей образуют треугольник вокруг него, а вокруг треугольника квадрат, в каждой стороне которого 14 карт одной масти, итого 56. Это изображение метафизического отношения между Богом, человеком и вселенной. Душа человека, затем Бог в троичной ипостаси и - четверочастный феноменальный мир. Нас же как раз интересует то, каким выглядит феноменальный мир в Таро. Но прежде чем перейти к его описанию, нужно указать на связь Таро с другими герметическими учениями: алхимией, астрологией, магией и каббалой. Представления о мире из одного знания через буквы еврейского алфавита, нумерологию, астрологические знаки перетекают в другое. Это «Вавилонское столпотворение», в котором Таро метафорически можно представить как словарь для перевода.
Интерес к Таро не укладывается только в оккультные рамки. Многие деятели культуры обращали своё внимание на Таро. Есть колода нарисованная И. Босхом (рис. 2), есть исследование К. Г. Юнга. Кроме того, многие писатели в своих произведениях обращались к Таро. В этой связи выглядит более чем любопытным открытие молодого новосибирского поэта, ученого-филолога В. Калабина. Он обнаружил, что всем известный «Буратино» А. Толстого отличается от Колодиевского «Пинноккио» прежде всего тем, что в своей структуре воспроизводит структуру Старших Арканов Таро. Например, «Повешенный» - это сцена, где Кот и Лиса подвесили Буратино, или «Башня» - сцена падения Карабаса с лестницы, когда он пытался забраться в каморку папы Карло.

Итак, главные характеристики этого мира, во-первых, четверочастность, а во-вторых, иерархичность. Попробуем, для начала, разобраться с четверочастностью мира.

Одним из древнейших и универсальных представлений о четверочастности мира является знание о четырёх элементах или стихиях: «есть один «метаязык» (есть и другие, но этот мне внятнее), незыблемо пребывающий в смене времён, в прибое племён и языков. Его морфология, слова: «земля», «вода», «воздух», «огонь»; а «Эрос» = движение, связь (Любовь и Вражда Эмпедокловы, притяжение и отталкиванье современно-научные) — синтаксис. Его термины внятны и эллинским натурфилософам, которые называли их «четырьмя стихиями», и индийским Упанишадам, где они выступают как «махабхута» — «великие элементы» (правда, здесь пять: ещё эфир, «акаша», а в разных системах — больше ещё). Но и современное научное сознание не будет от них открещиваться. Ведь что такое четыре «агрегатных состояния вещества», как не земля (= твёрдое), вода (= жидкое), воздух (= газообразное), огонь (= плазма)? Значит, материя, всяческая предметность мира укладывается в них, они её зачерпывают» [Гачев Г.Д., «Образы Индии». М., 1993. С. 24]. Но есть и другие, например, время суток: вечер, ночь, утро, день; или времена года. У каждой из герметических дисциплин есть такое представление: для алхимии это те же элементы, для каббалистов - четыре буквы имени Бога: Йот - Хе - Вау - Хе, в магии - четыре класса духов: альфа, ундины, сильфы и гномы, в астрологии, и не только, четыре стороны света: восток, запад, юг, север. В апокалипсисе это четыре существа с головами льва, быка, орла, человека, а все вместе - это сфинкс.

Примеров предостаточно, самое время поставить вопрос о принципиальности четверочастной структуры мироздания. Ещё в 6 веке до н.э. древнегреческий натурфилософ Анаксимандр первоначалом всего в мире назвал «апейрон» (бесконечное, вечное, неизменное) из него всё возникает, в него же всё и возвращается. Из апейрона выделяются две базовые оппозиции: холодное и тёплое, влажное и сухое. Их комбинации и порождают основные элементы: холодное-влажное: вода, холодное-сухое: земля, тёплое-влажное: воздух, тёплое-сухое: огонь. Как мне кажется, близкую к подобной комбинации из девяти понятий – «энеаду» Пивоваров называет «относительно законченной формой диалектико-логического алгоритма» [Пивоваров Д.В., «Диалектико-логический алгоритм».] Обратите внимание, что если пользоваться этой логикой, то к традиционной для нашего восприятия триаде плоть-душа-дух Пивоваров добавляет четвёртый элемент - материя (схема 1).

Только в нашем случае главными оказываются не «углы» четырёхугольника, а «грани» и «диагонали». Для примера возьмём ещё один четырехчастный феномен нашего мира — темперамент (схема 2).

Поэтому, в нашем случае такие связи нагляднее представлять таблицей. Для примера возьмем ещё один четверочастный порядок из мира социально-психологических типов, с которой меня познакомил А. Бубб, он же автор названий-характеристик этих типов. Таким образом, наша «энеада» окажется такой: 1. Общее понятие - Социальный тип, которое раскладывается по следующим признакам: 2. Активный — 3. Пассивный и 4. to have — 5. to be (эти понятия я заимствую у Эриха Фромма, то есть, модус «иметь» и модус «быть»), а в итоге мы получим четыре типа: 6. «Чёрт»; 7. «Дуб»; 8. «Наблюдатель»; 9. «Фанат».

После всего сказанного, становится понятно, что четверочастность мира - это одна из фундаментальных черт не то нашего восприятия мира, не то самого мира. Но нельзя забывать о том, что в основе этой логики лежат всё те же бинарные оппозиции. И просто бинарная оппозиционность этих бинарных оппозиций порождает четверочастное устройство мира.

Но вернёмся к картам, а значит - к четырем карточным мастям. Собственно, в Таро масти именуются иначе: пики - это мечи, буби - пентакли, трефы (или крести) - посохи и черви - это кубки. Именно так до сих пор называют эти масти в Италии где Таро не только «читают» или гадают с помощью Таро, но и играют в Таро. Происхождение этих знаков связывают с четырьмя священными предметами легенды о святом Граале - мечом, чашей, блюдом и копьём. Итак, сюжетом для карт может оказаться любой четверочастный порядок в мире, а о том, насколько это применимо к современным реалиям, мы поговорим после. Но зафиксируем сам код:

Есть ещё германский вариант деления на масти: черви - сердца, трефы – жёлуди, пики - листья и буби - державы.

Важной составляющей нашего представления о карточных мастях является их цвет (вообще в некоторых случаях, например, с животными, масть - это и есть цвет). Красные и чёрные. Т.о., как колода, так и мир делятся на две части. Чёрные масти выражают активность и энергию, волю и инициативу, а красные - пассивность, инерцию и объективность. А вот такая оппозиция как добро и зло цветом не выражается, хотя именно так казалось в детстве. Те, кто занимается гаданием, хорошо знают, что положительные персонажи это черви и крести, а буби и пики - отрицательные. Кстати, если вернуться к социальным типам, то получится, что трефы - фанаты, черви - наблюдатели, пики - черти, буби - дубы, и эти образы действительно близки к образам мастей в карточном гадании.

Другой важнейшей характеристикой мира является его иерархичность. Иерархия в картах непростая. Во-первых, Младшие Арканы делятся на Персонажи или Фигуры и Числа. Персон, опять-таки, четыре в каждой масти: Король, Королева или Дама, Всадник или Рыцарь (обязательно на коне) и Паж. И они повторяют, уже внутри каждой масти, тот же четверочастный порядок: Король - первое начало: огонь, Дама - второе начало: воду, Рыцарь - третье: воздух и Паж - четвёртое: землю. Затем идут Числа. Во-вторых, иерархия внутри каждой группы ролевая для персонажей и в чистом количественном варианте для чисел. И опять, тот же четверочастный порядок: Туз - первое начало (1), Двойка - второе начало (2), Тройка - третье (3), Четвёрка одновременно и четвёртое (4) и (1), Пятёрка - (2), Шестёрка - (3), Семёрка, как и Четвёрка является связующем звеном (4,1), Восьмёрка - (2), Девятка - (3), и Десятка (4). Вообще четверочастность - это качественное отличие, а по иерархии - количественное.

В традиционных игральных картах всё несколько иначе. Отсутствует Рыцарь, а Туз очень часто стоит выше Короля, как бы замыкая круг. Но не только карты повторяют социальную иерархию, есть и обратная связь. Это обстоятельство с Тузом нашло своё отражение в том, что в реальной жизни называют Тузами тех, кто стоит на вершине социальной пирамиды, причём часто это неофициальная, криминальная иерархия. Примером такой иерархии, описанной в художественной литературе, может служить хитровское преступное общество в постмодернистском романе Б. Акунина «Любовник смерти». Любопытно и то, что низ этой иерархии тоже выражается карточной терминологией – «шестёрка» - это низшая карта в колоде из 36 карт. В той же германской колоде, для какой-то особой игры, несколько иная иерархия, отсутствует Дама; Рыцарь, как и полагается на коне, только называется Обер, а Паж, как и полагается, пеший и называется Унтер. Такой вот военизированный вариант, причём из чисел есть только Тузы, Десятки и Семёрки. Что за игра такая?

Ещё надо сказать, что следует отличать колоды в 36 и 54 карты. В последней помимо основных карт - ещё два Джокера (бывает и больше). А ещё необходимо разделять игральные карты от гадальных. Если в игральных персоны изображаются по пояс дважды, как говорят «валетом», и для игры это правильно - любому игроку с любого места удобно смотреть, то в гадальных - в полный рост, т.к. имеет значение, как легла карта - прямо или перевёрнуто. Джокер, как и должно быть, всегда изображается в полный рост, он особенный.

Итак, поговорим о тех картах, которые можно встретить в современной России. Для начала несколько фактов из истории. Появились карты в России в смутное время, по всей видимости, их принесли с собой поляки. Сперва к этой светской забаве отношение было отрицательным. Соборным уложением Алексея Михайловича карты объявлялись вне закона. Вероятно, с тех самых времен там, где нет закона, там есть карты. Обратное не верно. Во времена Петра I карты хоть и не стали вещью законной, но постепенно распространились в дворянской среде. Царствующая дочь великого реформатора Елизавета сама очень любила играть, и перед самой смертью издала указ, в котором появилось особое разделение на игры: «азартные» - те, где нет постоянной ставки (чаще всего она по ходу увеличивается), и «разрешительные». Эти последние, где ставка была постоянной, стали называться «степенными», с их разрешения в 60-е годы начинаются первые попытки наладить производство отечественных карт. Карты стали в обязательном порядке клеймить, эта процедура стоила много дороже для карт ввозимых из-за границы. Игра же в неклейменые карты подвергалась большому штрафу. Клеймение осуществлялось в Москве и Петербурге, а привозных - в крупнейших портах. С 1765 года по ходатайству русского просветителя И.И. Бецкого доходы от клеймения карт стали поступать на содержание детей в Воспитательных домах. Так особым образом осуществилась связь карт и детей. Со временем на клейме появилось изображение пеликана, кормящего своим сердцем птенцов и надпись по кругу «себя не жалея питает птенцов» - символ педагогики. Сейчас этот символ можно встретить в качестве неофициальной эмблемы Санкт-Петербургского Комбината цветной печати. Со времён Павла I это право стало монопольным для Воспитательных домов. В 1817 году была основана при таком доме в Петербурге карточная фабрика, которая существует до сих пор. На долгое время она стала монополистом в производстве карт, и, естественно, это отразилось на цене - карты дорожали, но не в ущерб качеству. Русские карты славились на весь мир и получали дипломы и высокие награды на международных выставках.

В современной России помимо карт выпускаемых Санкт-Петербургским Комбинатом цветной печати появилось несколько других фирм: сотрудничавшая с Комбинатом фирма «Комбинат сервис», и фирма «ААА», выпускающая серию колод «Империя карт», ООО «Меркон-С», ОАО «Радуга» и другие. Иногда в продаже появляются карты западного производства. Но особо стоит отметить огромное количество карт китайского производства, среди которых немало перепечатанных традиционных российских карт, но много и иных колод. Скорее всего, продукция нескольких фирм приходит к нам через российско-китайскую границу. Многие китайские колоды имеют заводской номер, для меня эти номера кажутся запредельными. Так одна из колод на тему блокбастера «Титаник» (а их несколько) имеет номер 9807, или колода, посвящённая Мировым валютам, - № 7018.

По настоящему колод карт, не просто современных, но с современными сюжетами, не очень много. Одна из них - это подарочные игральные карты «Командирские», изготовленные фирмой «Комбинат сервис». Эта колода появилась в 1997 году, её авторы С. Спиров, И. Овчинников и В. Волков, художник С. Зайцев, дизайн Е. Шиляев. Сюжет гениально прост: рода войск. На этот сюжет органично накладывается и четверочастное деление, и иерархия. Правда, основных родов войск три - это ВМФ, ВВС и Сухопутные войска. Зато они соответствуют стихиям. Осталось добавить Ракетно-космические войска - огонь. Но вот то, как эти стихии представлены в «Командирских» картах не соответствует их значению в Таро.

Мягко скажем: нестыковочка. Но зато удачно продумано всё остальное. Все Тузы - это мишени. Короли - генералы или маршалы, Дамы – женщины-офицеры, Вальты так же младшие офицеры. Всё логично: женщины редко служат в звании выше капитана, а делать Вальтов старше по званию, значит нарушить субординацию. Интересно решён Джокер - оба офицеры-десантники, один со флота, другой из ВДВ. Числа в этой колоде - образцы боевой техники, причем Двойки - это легендарное оружие времен Великой Отечественной войны, которому место уже на постаменте.

Другой современной, можно даже сказать «ново-русской» колодой, является колода игральных карт «Госпожа удача (Фортуна)». Авторы колоды понимают своё новаторство, о чём спешат предупредить на упаковке: «Эта колода сочетает в себе традиционную профессиональную технологию изготовления карт, ставшую классической, с оригинальным современным толкованием значения мастей: ? - любовь и страсть; • - бизнес и карьера; ? - власть и политика; ? - сила закона и закон силы. Все персонажи этой колоды встречаются нам в повседневной жизни и в зависимости от того, поворачивается ли ГОСПОЖА УДАЧА к ним лицом или спиной, попадают в прямо противоположные ситуации, когда им либо помогает ангел-хранитель, либо искуситель потворствует их соблазнам». Если в предыдущей колоде фигуры изображались в полный рост, то здесь способ изображения «валетом» - это главный код: одна половинка (в углу) маркирована ангелом, другая чёртом. В этом мире нет верха и низа. И каждый персонаж предстаёт в двух ипостасях: ангельской и бесовской. Кстати, семантика мастей вполне традиционная. Правда, узкое значение трефовой масти (закон) сказалось на том, что ангельское и бесовское слились в одно «ничто». Чем плохи бесовски маркированные спецназовцы, чем они хуже ангельских опера и секретарши? А вот трефовый генерал то с картой, то с Плейбоем в руках выглядит логичным. Также не до конца демаркированными выглядят Дама пик, хорошая половина которой держит в руках какого-то крокодила, а плохая - специалист по восточным единоборствам, я бы ещё подумал кто из них страшнее. Опять же, причём здесь политика? И «ангельский» вариант бубнового Вальта тоже странен, тот же сотовый, ещё и картишки, только малиновый пиджак снял.

Интересно в этой колоде обыграны значки мастей. Буби - это пачки денег, крести - это два пистолета, пики - корона, черви - на Числах пресловутое сердце, пронзённое стрелой, а Туз – это два сцепленных кольца, половая принадлежность которых выражена вполне узнаваемыми генетико-астрономическими символами.

Карты из следующей группы условно можно назвать детскими. О том, как могут быть связаны дети и игральные карты разговор уже шёл. Логично, что если карточные игры осуждались как составляющая взрослого мира, то в мир детей их вообще старались не допускать. Причин, почему сегодня появилась особая разновидность - карты детские, можно указать несколько. Вероятно, в современном мире карты как зло уже не такие конкурентоспособные, есть дела и покруче, хотя ещё как посмотреть. Видимо, пока мир казино с его полу цивилизованными банкротствами и выигрышами ещё не успел сформировать у нас новый образ карт. Так или иначе, взрослым это дозволено. А детская культура, в первую очередь, должна подготавливать к жизни в мире взрослых. Опять же, карточные игры могут быть очень интеллектуальными, а значит развивать способности детей. Теперь и в нашей культуре нашлось место детским картам, на Западе они появились много раньше и их состав многообразен. Логично перенести в мир карт знакомый мир персонажей детских книг, мультфильмов, комиксов. Например, колода «Веселые картинки», как нормальная детская игра сопровождается правилами игры: «Дорогие ребята! Перед вами колода карт с забавными животными. Предлагаем вам новую игру «101 по-звериному»...».

Действительно, мир взрослых очень даже зверский. Никакой системы в этой колоде нет: Король пик, он же Кабан, в компании с Мышью и Ежом, а Свинья - Дама бубен соседствует с Медведем и Обезьяной. Интересными выглядят значки мастей: буби - подушка, пики - свекла с глазками, крести - три ягодки ежевики на одном черенке, ну а черви - традиционное сердечко, только в веночке и с рожицей. Подобных детских игр появилось предостаточно. А вот то, где порядок мог бы присутствовать - это карты на сюжеты японских мультфильмов в стиле аниме «Покемон» и «Сейлормун». Покемоны - это целая игровая система - от компьютерных до настольных игр. Возможно, где-то есть карты, играя в которые ты играешь именно в покемонов. Колод с покемонами множество и китайских, и турецких, и русских, но не одна даже не пытается соответствовать структуре. А ведь покемоны отличаются по среде обитания: водные, огненные, воздушные, земляные; правда, кроме этого есть магнитные, растительные, ядовитые, гипнотические и другие. Одно другому не мешает, стихий всё равно четыре. Да и иерархия среди них тоже есть: кто-то более сильный, кто-то менее, кроме этого есть различные стадии развития (до 3) одного покемона, а у некоторых есть даже половые различия. Но ничего этого вы не увидите в картах: в лучшем случае, одна карта - один покемон, в худшем - это коллаж из кадров фильма. То же самое и в отношении карт «Сейлормун»: каждая героиня этого бесконечного мультсериала связана с одной из планет Солнечной системы. Главных пять: Луна, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер. У нас в руках колода, на всех Числах мастей которой изображена главная героиня Сейлормун (Луна), а вот масти распределены между четырьмя оставшимися героинями. Для выяснения порядка воспользуемся связью между планетами и стихиями в астрологии и сравним с колодой. Причём связь планеты и стихии может быть как мужской так и женской. По идее, особое внимание нужно обратить на женский вариант.

Возможно, есть и другой порядок связи. Тут ещё вопрос кто лучше угадал - создатели карт или автор того трактата по астрологии, который мне попался под руку. Венера - любовь - черви; Марс - война (сила) - пики, осталось поменять местами Юпитер и Меркурий, т.к.: Юпитер - власть - крести; Меркурий - торговля - буби, и всё бы было в порядке. Но дети могут и не играть в детские карты, для этого они могут воспользоваться и кое-чем другим.

Порнографических и эротических карт множество, и в них нет никакой системы, даже на брюнеток и блондинок не делят. Почему игральные карты стали вместилищем порнографии? Вероятно, сработал всё тот же принцип: порок рядом с пороком, а карты - один из атрибутов порока. Вообще, если поставить вопрос о гендерном характере игральных карт, то, без сомнения, это мужское представление о мире. И трудно представить женские карты. Карты порнографические женскими назовешь в последнюю очередь. Важная деталь, все они фотографические. Таких карт, официально изданных в России, я не встречал. Но любопытной выглядит колода карт «Диана» фирмы «Комбинат Сервис». Её авторы - С. Спиров, художник Б. Аджиев, дизайнер Е. Шиляев, на упаковке можно прочесть следующее «Посвящается ДИАНЕ - богине охоты, волшебства, покровительнице Луны». Вот, казалось бы, декларировано то, что женщина - центральный персонаж, и действительно на всех Числах, Джокерах и Дамах изображены дамы с минимумом одежды. Нет, это не женские карты, к сожалению, и это карты для мачо. Хотя мужчины - Короли и Вальты выглядят совершенно поддавшимися власти обольстительниц, но это тот минимум власти женщины, который мужчина с патриархальным сознанием может ей позволить. Любопытно то, что у всех Королей в руках чаша (атрибут масти червей), а у всех Вальтов - жезлы (атрибут масти крестей). У Дамы каждой масти свой атрибут: у пиковой - роза, у крестовой - банан, у червовой - яблоко, у бубновой - веер. Все Персонажи изображены «валетом», поэтому длинные ноги достались дамам, изображённым на числах. Эта колода может быть понята ещё и как представитель иной серии карт с «географическим» сюжетом - не путать с географическими картами. Банан в руках Дамы треф не случаен: она представитель африканской расы. Все масти этой колоды отличаются по антропологическим признакам: трефы - чернокожие с тёмными кудрявыми волосами, пики - белокожие шатенки, черви - белокожие блондинки, буби - белокожие брюнетки, т.е. - южный (африканский), западный (кельтский), северный (скандинавский) и восточный (семитский) типы. Вероятно, такими они будут для древнего римлянина.

И действительно, не существует абстрактных представителей Востока, Запада, Юга и Севера, автору приходится локализовывать себя не только в пространстве, но и во времени, иметь дело с конкретными культурами, по крайней мере, с тем, как они представляются, с их образами. Процессы глобализации дня сегодняшнего не позволяют создать такие карты на современном материале. А вообще, подобные колоды мне знакомы с детства. В одной колоде «Карты игральные сувенирные» масти распределились так:

Это видно по костюмам, атрибутам, орнаментам на Тузах. Пики: кривая сабля Вальта, тюрбан Дамы, Король просто Чингисхан; Черви: княжеские шапки у Короля и Дамы, секира и русский щит у белокурого Вальта; Буби: форма шлема короля больше напоминает русский, но всё остальное: форма щита у Вальта, диадема у Дамы - говорят о Западной цивилизации; Крести: венцы у Короля и Дамы, держава у монарха, греческие щит и копьё у Вальта - это греческая империя. Другая такая колода – это так называемая историческая колода, сейчас она мне досталась в китайском варианте, но это давний отечественный шедевр. Их сюжет - Империи древнего мира, правда, туда попала ещё средневековая империя Карла Великого.

Сложнее всего распределить западные, в культурологическом смысле, Римскую и Франкскую империи: сказывается несинхронность во времени. Если франки - Запад, то римляне - Север, правда, не относительно франков. Усомниться в идентификации невозможно. На принадлежность к культуре указывают не только костюмы Фигур, но и многочисленные реальные орнаменты, узоры, миниатюры на Числах. Правда, на римских картах встречаются и греческие сюжеты. Интересен образ Джокера - это не то пророк, не то поэт, правда, с римской пропиской.
Схожей с этой колодой является новая колода - карты игральные подарочные «Княжеские» автор С. Спиров, художник Б. Аджиев, дизайн Е. Шиляев. Атрибуция тоже не вызывает трудностей, множество этнографических деталей у Персон и орнаменты, правда - воображаемые, но от этого не менее стильные на Числах. А расклад получается такой:

Любопытные в этой колоде Джокеры, оба с бубном, один - шаман, другой - скоморох. Если подводить итог, то получится следующий порядок и непорядок:

Не считая неразберихи с римлянами и франками, а также того, что поменялись местами семиты и кельты, определённый порядок налицо. Вообще-то, ось «Юг-Север» - это географические полюса, а ось «Запад-Восток» - это культурные полюса нашей планеты. Поэтому неизбежно слияние образов: чёрным мастям достались качества восточных культур, а красным - западных, то же можно сказать о Севере и Юге.

От этого типа карт логично перейти к ещё двум типам - это карты исторические и национальные. Среди исторических я бы назвал самую известную колоду, созданную ещё в прошлом веке – «Эпоха Возрождения», есть ещё колода «Эпоха Рококо» - это шедевры в искусстве карточной графики. Есть ещё любопытная колода - карты «Невские» - это Петербург конца XVIII - начала XIX века.

Карт с национальным колоритом множество. Наверное, каждая нация должна иметь такую колоду, а географические колоды (см. выше) ещё и позволяют определить положение своей нации в мире. Всё это можно рассматривать как часть национальной идеи. Для нас сегодняшних, это означает, что с получением суверенитета бывшие члены Союза должны были обзавестись и своими картами. Такие колоды появились у казахов, киргизов, украинцев. Не обошлось без создания колоды и на казацкую тему. Если говорить о русских картах, то давно известны великолепные колоды в стиле «Палех» и «Русский лубок». Но можно пытаться выразить не просто образ нации, а самый что ни на есть национальный характер, менталитет.

В качестве таких колод я бы указал две, обе из серии сувенирных карт фирмы «Империя карт». Одна колода «Ностальгия», сюжетом для которой послужили популярнейшие отечественные кинокомедии: «Бриллиантовая рука», «Джентельмены удачи», «Белое солнце пустыни». Раз их три, то никакой связи с мастями нет. Идея проста: берётся цитата - крылатое изречение, а таковых в этих всенародно любимых кинокартинах множество (они уже - действительная часть нашего менталитета) и сопровождающие изречение кадры из фильма. Перелистывая колоду, поражаешься тому, насколько это узнаваемо: абсолютно любая цитата (а их 55) - шедевр афористического жанра. Эти карты интересны, в отличие от кинематографической китайской колоды «Титаник», где просто кадры из фильма, постеры, да ещё и повторяющиеся. Другая колода, «Солдаты удачи», выполнена в стиле а`ля дембельский альбом. Герои в основном из анекдотов, тут тебе и Чапаев, и Генерал Булдаков, и солдат - представитель не то северных, не то южных народов. Но ситуации и афоризмы не всегда узнаваемы, более субъективны, нежели в предыдущей колоде. Есть такие колоды и в других странах, например, немецкая колода на тему не то секса, не то больницы. Те, кто был в Германии, говорят, что это действительно составляющая их менталитета. В колодах такого типа нет никакой системы. Здесь срабатывает принцип карты - картинная галерея.

На Западе таких карт, буквально отрабатывающих этот принцип, множество. Темы самые различные: направление в живописи, национальные художники, полотна одного художника. Поместить шедевр на карту просто, а вот сделать карту произведением искусства - сложнее. Как пример приведу колоду Супрематических карт. Кто-то скажет, что трудно отличить Даму от Короля – наверное, он просто не любит и не понимает Малевича (рисунок).

Ещё одна особая разновидность карт - это карты политические. Тут главное иерархия. Есть такие, где сюжетом являются реальные коронованные особы. С Вальтами, правда, бывают проблемы. Так, в Вальты попадают монархи-малолетки или «однодневки», или вообще не монархи. Много таких карт для большинства европейских монархий издано во Франции, у них один стиль. У этой же фирмы есть колода карт, на которых изображены советские политические деятели. Но особой системы в ней нет, генсеки - Короли, Вальты - или соратники или генсеки «так себе», с Дамами проблемы, среди них - министр культуры Фурцева, и Раиса Горбачева, и Крупская, правда, как среди них оказалась в образе Дамы пик Каплан, не понятно. Не мало и таких колод, где политиков изображают карикатурно.

И последняя тема, которая не могла не возникнуть - это карты и деньги. Карты и деньги, здесь никаких опосредующих звеньев не нужно. Всем известны стандартные Западные карты с рубашкой, где изображен его Величество Доллар. Китайцы довели эту идею до логического конца, и появилось пособие для бонистов, в котором представлено множество купюр различных стран. Есть там и российская сторублёвка - Восьмёрка буби. Никакой системы в этой колоде нет.
Т.о., мы подошли к концу нашего разговора о культуре игральных карт. В качестве обобщающего вывода можно сказать, что в целом игральные карты можно понять как вечно развивающийся сюжет мифа с неизменной структурой, совсем как у Леви-Стросса.

Я проанализировал даже не все колоды, которые находятся у меня в коллекции, далеко не все, о которых я узнал из интернета, и совсем ничтожное количество, из общего числа существующих колод. Поэтому возможно всё то, что было сказано на самом деле не совсем точно, тогда пишите ответные статьи, а я их с удовольствием прочту.

ЕВГЕНИЙ ГРУЗДОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011