На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Театр жестокости | Патефон Сквер №3

В этой рубрике мы расскажем вам о создателе иного театра – театра, основывающегося на Ужасном, Абсурдном, Жестоком. Этот человек – Антонен Арто. В советские годы Арто был абсолютно неизвестной фигурой в нашей стране, оно и понятно. Однако со снятием «железного занавеса» начала появляться литература о нём, вышел в свет сборник его произведений и лекций. В Москве даже есть доктор искусствоведения Вадим Максимов, занимающийся только творческим наследием Арто. На его счету почти все переводы Арто и множество статей о нём. В Омске тоже есть человек из академической среды, изучающий его творчество. Это Елена Киричук, доцент кафедры языкознания ОмГУ. Помимо Арто в её интересы входят все представители театра авангарда. Однако, если Беккет и Ионеско, в принципе, известны среди прогрессивной молодёжи, то Арто до сих пор «элитарен». Поэтому мы попросили Елену написать статью для «ПС», которую и приводим ниже (после краткой биографии Арто, составленной из статей того же Максимова и прочих редких источников). Однако самое интересное, что в нашем городе лет эдак 13 назад появился театр, ориентированный на «театр абсурда», о котором речь пойдёт после этой статьи.

Биография Арто

Антонен Мари Жозеф Арто родился 4 сентября 1896 года в Марселе. В пять лет перенёс тяжёлое заболевание, предположительно, менингит. Уже начиная с 1915 года периодически испытывает приступы душевной болезни, не оставляющей его на протяжении всей жизни. В 20 лет проходит через религиозный кризис, его посещают видения и «голоса», тогда же начинает регулярно употреблять наркотики (чтобы заглушить головные боли). В юношеских стихах очевидно увлечение Эдгаром По и Бодлером, позднее – Лотреамоном. В 1920 году приезжает в Париж с целью стать профессиональным литератором и попадает в поле притяжения группы Андре Бретона. С 1922 года, продолжая писать стихи и рисовать, Арто посвящает себя преимущественно театру, который обретает для него приметы и очертания вселенского, космического действа, раскрывающего природу человека и Бога.

В 1926 году Арто отходит от сюрреалистов. Вначале его «отлучает» Бретон, а в 1927 году Арто сам пишет манифест против сюрреализма. В сентябре 1926 года Арто вместе с Робером Ароном и Роже Витраком основывает «Театр Альфреда Жарри», который в значительной степени несёт на себе печать сюрреалистических идей. По словам Арто, создавая «Театр Альфреда Жарри», он пытался уничтожить преграду между сценой и зрительным залом, превратив театр в сакральное место, где актёр и зритель могли бы радикально изменить всю свою физическую и душевную природу, в место обновления мистического опыта. Подтверждение своим идеям Арто нашел в практике баллийского театра, принимавшего участие в Колониальной выставке во Франции в 1931 году. Именно здесь он видит воплощённой свою концепцию «чистого театра», где слово ещё сопряжено в своём архаическом основании с жестом, с пластикой, с самой жизнью. К тому же времени относятся попытки Арто серьёзно заняться магией, изучить египетскую «Книгу мёртвых», каббалистические учения, гадания на картах Таро…

В 1936 году Арто отправляется в Мексику, где некоторое время живёт среди индейцев тарамуара, принимая участие в их ритуальных церемониях, в солярных культах, связанных с употреблением пейотля (в 1947 году он описывает это в своём «Ритуале пейотля»).

В 1937 году из печати выходят «Новые откровения о Бытии», созданные Арто с помощью карт Таро и подписанные «Просветлённый». Тогда же Арто решает отправиться в Ирландию, чтобы поближе познакомиться с учением друидов. Некоторое время друзья получают открытки довольно странного содержания, потом следы его теряются. Позже выясняется, что Арто попал в психиатрическую лечебницу. Переходя из одной клиники в другую, Арто провёл в них в общей сложности девять лет. Выйдя на волю, Арто ещё два года продолжает писать стихи и даже участвует в радиопередачах. Однако он уже не может обходиться без огромных доз наркотических препаратов…

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011