На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Терапевтические истории. Глава 1 | Патефон Сквер №3

Популярное лет пять-десять назад среди психологов-специалистов и прогрессивной молодё-жи Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП), ныне стало общедоступным феноменом и признанной большинством российских терапевтов базой для научной деятельности. Литература по НЛП – от недоступных ранее книг Бэндлера до примитивных брошюрок типа «Магические слова», разжёвывающие один из принципов НЛП, - сейчас продаётся в любом книжном магазине, и любой любопытный может познакомиться с нею в нужном ему количестве и качестве. Гибкое и основополагающее НЛП достаточно быстро проникло во все сферы деятельности человека от маркетинга и рекламы до художественной прозы и даже поэзии (в этом вы убедитесь несколько позже). Психотерапевты же с великой радостью используют как терминологию, так и наработки американских учёных – создателей НЛП, и сами расширяют сферу его внедрения. «ПС», полагаясь на интерес своих читателей к основам собствен-ной психики и познанию процессов взаимоотношений между людьми, начинает публиковать короткие статьи-эссе отечественных (в смысле – «эсэнгэшных») психотерапевтов. И открывает эту серию одесский специалист, бардесса, в прошлом – профессиональный игрок «Что? Где? Когда?», психотерапевт Ирина Морозовская.

Терапевтические истории.
Глава 1. Метафора.

Метафора, по-видимому, является древнейшим инструментом психотерапии. Шаманы, знахари, целители, проповедники использовали истории в той или иной форме, как средство передачи важной информации от предыдущих поколений к последующим. Хотя их содержание у разных народов очень различно, существенной структурной разницы между ними нет. Все подобные истории обладают одним фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. НЕКТО сталкивается с КАКОЙ-ТО проблемой, где он каким-то образом преодолевает её либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогич-ной ситуации давать возможное решение и для других людей. Источниками подобного рода историй являются эпические поэмы, волшебные сказки, притчи, басни, стихи, песни, анекдоты и шутки.

Когда какая-либо из историй предъявляется слушателю с намерением дать совет или проинструктировать о чём бы то ни было, то она становится для него МЕТАФОРОЙ. В своей книге «Гуру: метафоры психотерапевта» Шелдон Копп определяет «метафору» следующим образом: «В общем смысле метафору можно определить как способ сообщения, в котором одни вещи выражаются через термины, принадлежащие к другой области вещей, что вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее».

Таким образом, метафора представляет собой новеллистический способ репрезентации чего-либо. Копп исследовал метафорические смыслы таких сборников историй, как мифология, религия, литература, научная фантастика, газеты, поп-культура. Его концепция метафоры как многоуровневого источника «Нового света, бросаемого на старые темы», является тем инструментом, который мы с большой пользой можем использо-вать в нашей работе в отношении метафор специфического рода — терапевтических.

Метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента понимания сновидений, фантазий, и бессознательных ассоциаций. Юнг изобрёл метафоры «анимуса» и «анимы». Райх изобрёл «оргон». У Бёрна были «игры», у Пёрлса «верхняя» и «нижняя» собаки, а Янов говорил о «первичном» опыте. Каждая терапия или система психологии имеет в качестве своих базовых основ некоторый набор метафор (в виде словаря), который предоставляет возможность выражать какой-то части людей некоторую часть своего опыта о мире.

Каждый человек разрабатывает собственную уникальную МОДЕЛЬ МИРА, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. Модель включает в себя все переживания и все обобщения этих переживаний, а также все правила, по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели претерпевают определённые изменения по мере физического развития и в соответствии с новым опытом, в то время как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными. Не существует двух одинаковых моделей мира, как не существует двух одинаковых людей. Но имеются и зна-чительные признаки сходства, частично обусловленные условиями воспитания. Сходства, которыми мы пользуемся при разработке и использовании терапевтических метафор, описывают паттерны того, как люди выражают свой опыт о мире.

Волшебные сказки являются терапевтическими. Совершенно очевидно, что они не имеют отношения к внешнему миру, хотя могут быть достаточно реалистичны и обладать атрибутами, присущими обычной жизни человека. Ирреальная природа этих сказок свидетельствует, что предметом волшебной сказки являет-ся не изложение полезной информации о внешнем мире, а те процессы внутренней жизни, которые протекают в человеческом уме и сердце.

Целью терапевтических метафор является инициация сознательного либо подсознательного поиска, который сможет помочь человеку в использовании своих личных ресурсов для такого обогащения модели мира, в котором он нуждается, чтобы справиться с занимающей его проблемой.

Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются терапевтами, чтобы помочь клиентам осуществить желаемые ими изменения. Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении её эффективности, является то, что она должна взаимодействовать с клиентом в его модели мира. Это не означает, что метафора должна полностью совпадать с конкретной ситуацией. «Встретить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна со-хранить структуру данной проблемной ситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры явля-ются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых клиент оперирует внутри контек-ста проблемы. Если проблема клиента и приведённая метафора структурно сходны, бессознательно или даже сознательно он будет связывать их друг с другом.

ИРИНА МОРОЗОВСКАЯ

На эту тему читайте также материал «Баллада об актуализации репрезентативных пресуппозиций в процессе диссоциированного раппорта» в этом номере «ПС».

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011