На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Самиздат Сквер | Патефон Сквер №4

«...Полным полно запахов, они все сливаются в один под названием Омск, но без тебя это не тот, который считаешь родным, и поэтому в воздухе города повис вопрос: Когда же ты вернёшься?..»

Это отрывок из первой книжечки «Цвета моря» молодой писательницы Галины Гордусенко (Галка Г.), вышедшей в свет в октябре этого года в издательстве «Аркор». Она вместила в себя 11 рассказов из сборника «Вслед идущий» и 12 стихотворений. Первое, что приходит в голову после прочтения книжки: очень достойная литературная база у Галки. Сквозь строчки её рассказов-мыслей просвечивает мировая экзистенциалистская братия — Сартр, Саган и др. Неожиданно вдруг слышится колокол Томаса Манна. Ещё чуть-чуть, и за очередным поворотом темы мы увидим знакомые декорации Магичесского театра... Но этого не происходит: Гарри Галлер как, впрочем, и Антуан Рокантен всё же мужчины. И за внутренним отчаяньем и одиночеством, за бесконечными поисками любви-счастья-покоя прячется ещё и жажда чего-то иного, некоего миситческого катарсиса. А Галка, выбирая очень похожую на них форму повествования и — даже — тему, отнюдь не ждёт фэнтезийных приключений, не прячется за какой бы то ни было религией, веруя только в своё будущее счатье. Точнее — надеясь. И в этом её прелесть. Она умудряется оставаться невероятно женственной при том, что её проза ассоциируется только с мужской прозой. Хотя одна женщина всё же, и это предсказуемо, прочитывается на страницах «Цвета моря» — такая же одинокая, с грустными глазами, таящими одну лишь мечту — Ахматова.

 

«И всё-таки нам нравится заниматься тем, чего нет. А именно — т.н. рок-музыкой...» Вот так по-буддистски просто и безоговорочно определил темматику своего журнала Редактор «Фимы Собак» из города Александрова, что во Владимирской области. Это сорокастраничное издание с минимумом дизайна(такое ощущение, что создатели его даже не подозревают о существовании такого слова либо попросту не вдаются в этимологическую чушь, предпочитая действовать по усмотрению своему) — самое удивительное и приятное открытие для «ПС» среди самиздат-литературы-периодики за 2002 год. Начинается единственно читанный нами номер с кратких отчётов о прошедших концертах и фестах «маргинального явления» — рок-н-ролла; а затем очень неплохая статья о викторианской литературе, связанной с наркотиками, рефлексия по поводу советсткого-и-не-только кино, краткие аннотации к британским бит-группам. И, конечно, десятка два рецензий на присланные в редакцию м/альбомы. Свой стиль и язык, даже свой лексический набор (насколько всё это может быть своим после столичных рок-зинов 80-90-х). Один только минус — слишком малые формы выбирают авторы и издатели, тема излагается по большей части в тезисах. А вот как бы хотелось прочитать более подробные их творения!

Ещё одно весёлое в полном смысле слова издание под названием «не очень ежемесячный журнал «Умственные способности» из Челябинска попался недавно нам на глаза. и чуть было не превратил эти самые глаза в озёра — смеялись ажно до слёз. Давненько не читывали мы просто стёбного трёпа по поводу и без оного. Забыли уже, что можно ведь изредка и отдохнуть, расслабиться. «Театр Чёрные ходики» В.Шендеровича, приключения гномика Пука Пургенева — просто, что называется, оттяг!

Очень неоднозначное впечатление оставил после прочтения журнал «Анион» из Хабаровска. Ки пучая молодость во всех её проявлениях. Необысное совмещение материалов: на обложке — высказывание Дебюсси, Эйнштейна и Григоряна, затем интесресные стихи и рассказы в жанре фэнтези. Потом совсем неожиданные рассуждения о металле и ребяческие аллилуйи рок-музыке («но это ничего, рок снова появится на гребне. Ведь СПИД раньше тоже был мало распространён...»). А в конце опять приятная неожиданность — статья исследователя русского рока с 20-летним стажем.

Приятной находкой в мире самиздата стала газета «Dr.Watson» из Екатеринбурга. В принципе, ничего своего, особенного в ней нет. Хорошая печатная площадь для поэтов и толкиенистов. Единственное, что радует — очень знакомый авторский коллектив, который редко где встретишь вместе: Жека Бриг из Кисловодска (в редакции «ПС» ждут своего часа его рисунки и фото), Мария Ярославская из Перми (одна из первых самиздатчиков, откликнувшаяся на появление нашего журнала), Black Rat и Пикса из Омска (знакомые по «Палате №» и «Рыжу»)Ленивые тапочки из Екатеринбурга (уж и не вспомнить, где впервые встречались).

Новой рукописью одарил в этом году своих немногочисленных читателей James Alexander (Омск), автор вышедших в прошлом году самиздат-брошюрок «Urbi et Orbi» и «Звёздный скиталец». Поэт, самобытный философ и сатанист, Джеймс наконец-то выпустил книжечку своих идеологических размышлений под названием «Чёрное Дао». Религия и «церковничество», христианство, протестантизм и сатанизм, даосизм и тантра, сексуальная йога и медитация — вот далеко не полный перечень тем, затрагиваемых автором в новой брошюре. Правда, большинство мыслей, всё же, чужые — пересказанные тезисно труды некоторых исследователей мистики и эзотерики. При прочтении их всплывают смутные воспоминания о Колине Уилсоне и Ричарде Кавендише, чьи книги одними из первых появились на омском книжном рынке по данной тематике. Джеймс, как человек честный, в конце «Чёрного Дао» об этом упоминает. Опять-таки, слишком малый формат, чтобы хоть как-то понятно развернуть свою мысль.

Совместный проект «Арабеска & Геликон» из Пензы. К сожалению, в редакцию «ПС» попал только один номер аж за 2001 год, поэтому нынешнего положения дел мы даже приблизительно не знаем. Однако о проекте написать хочется: очень уж он неоднозначно был воспринят нашими «спецами». «А&Г» состоит из нескольких листовок-брошюр, главная из которых очень напоминает по форме какую-нибудь «Детектив-газету»: немного стихов, несколько рассказов, продолжающихся из номера в номер; кроссворд с обязательным анекдотом на прощанье и конкурс. Стоимость номера и тираж (100 экз.). Вот так. Даже самиздат бывает «поп». Не нам судить о «правильности» такого подхода (читай об этом «ПС» №2, Постскриптум): ребята, всё же, нашли неплохие издательские ходы для продаваемости журнала, вот только — среди какой аудитории?!

Есть ещё одно интересное издание — «Вошь Вдохновения» из Раменского. Опять же, интересное из-за дизайна: выглядит «ВВ» как такая милая книжечка, простенько и со вкусом оформленная. Каждый номер — разный по оформлению, авторский коллектив постоянно обновляется. Чувствуется женская рука — очень всё красиво и эстетично.

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011