Два года назад главный психотерапевт Омской области Олег Анатольевич Шалев (на фото), очень активный человек, постоянно появлявшийся на телевидении и дававший огромные интервью для газет, заявил, что психотерапия и шаманизм по сути одно и то же. Для провинциального сознания омичей, до конца ещё не определивших точное местонахождение своего города в мировом духовном пространстве, это была сенсация. Скандал. Шалев вынужден был уволиться. А немногим раньше Олег Анатольевич занялся изучением рун. И использовал их в своей психотерапевтической практике.
Олег Анатольевич, у Вас были Учителя?
— Ну, скажем так: у меня была шаманская инициация. По линии канадских шаманов. С сибирскими я пока только косвенно знаком.
Вы выезжали в Канаду?
Нет, они приезжали сюда у нас здесь есть места, которые их очень привлекают.
Например?
Омская область, Омск в том числе. Сибирь. Сама инициация была в Омске два года назад.
Ходили слухи, что с этим связан Ваш уход с работы...
Да, можно так сказать. До этого я достаточно долго занимался административной работой. И в определённый момент времени я почувствовал, что мои интересы и убеждения не укладываются в традиционное представление о той должности, которую я занимал. Пришлось делать выбор. Выбор-то был давно сделан сам момент отрыва от академического пути, ухода в самостоятельное плавание был труден.
Где Вы получали академические знания?
Я закончил Томский мединститут, был военным врачом. Потом в Ленинграде закончил ординатуру на кафедре психотерапии, которая была тогда при главном психотерапевте СССР. После приехал в Омск и здесь работал: родной город, я здесь родился... Дело в том, что тот вид шаманизма, которым я занимаюсь это не совсем то, каким можно представить шамана в чистом виде: я иду по пути рунического шаманизма. Рунические знаки, руническое письмо. Корни этого, северного, шаманизма очень глубоки. В том числе, здесь, в Сибири. Чистых линий этого не осталось нигде, поэтому приходится восстанавливать. Из общения, скажем, с Академией Наук, Шаманского Отделения. А руны есть и в Сибири на Енисее... Примерно 10-12 веков назад письмо в Сибири было руническое. Но я думаю, что и раньше.
Это научно подтверждено?
Да, конечно. Это археологические находки рунических камней на Енисее, Алтае, которые в Европе практически неизвестны. Они процентов на 50-60 повторяют начертания рунических знаков, которые охраняются и как памятники истории находятся в Швеции, Дании, Норвегии. У нас их относят к тюркам, хотя не говорят откуда тюрки их взяли.
А Вы как считаете, откуда эта связь рун северных народов и сибирских?
Есть исследования, которые предполагают, что руническое письмо вообще самое древнее. Что оно идёт от древних народов, которые населяли определённые территории. Это территории Сибири, в основном. Начиналось это на севере Западной Сибири, потом сместилось южнее, к нам. А потом движение этого народа: часть в Индию ушло, часть в Египет, часть в Европу. Т.е., примерно, 2100 лет назад они переместились на территорию современной Швеции и Норвегии. И руны с народом мигрировали, перемещались.
Первоисточник, это район где-то под Ханты-Мансийском?
Предположительно, там. И даже севернее. Но это только гипотеза, т.к. там этого ничего не находят. Реально находят на территории Сибири, Швеции, Норвегии.
Существуют у Вас коллеги, которые разделяют Ваше увлечение шаманизмом?
Когда меня в эту сторону потянуло, коллеги мягко так крутили пальцем у виска и говорили: «Что-то с Шалевым не то». Пришлось проводить семинары, тренинги, на которых рассказывать, что всё это имеет право быть, поскольку всё это тысячи лет уже было. И просто отмахиваться от этого нельзя, нужно изучать, применять в обычной работе. А так я уже два года провожу шаманские тренинги, и через них достаточно много людей прошло. Большинство из них это психологи, психотерапевты... Когда то же самое, что делает шаман, описываешь на языке современной психологии, обществу становится понятно. Когда ты не говоришь «дух», «животная сила», не рассказываешь о «шаманском путешествии» и о том, что ты там встречаешь, а называешь это «изменённое состояние сознания», «визуализация», «система восприятия» когда на эту терминологию переводишь, то коллеги начинают принимать и понимать.
А что есть шаманское путешествие более подробно?
ШП это один из основных методов работы шамана. Очень глубокое изменённое состояние сознания. Можно назвать его глубокий транс, самогипноз. И находясь в этом состоянии, шаман работает. Погружаясь в него, шаман выполняет поставленную перед ним задачу. Иногда это называют камланием. Но это более традиционное название, а сейчас более принято «шаманское путешествие», потому что сознание шамана действительно путешествует. И в этом путешествии шаман встречает сознания других людей, которые трансформируются в те или иные образы иногда в образы животных, которых называют «животными силы»; иногда просто наблюдает за тем, что там происходит. И выходя из этого состояния, он возвращает человеку что-то утраченное, например, животное силы. В христианстве оно позже трансформировалось в ангела-хранителя. Это просто энергия, которая тебя сопровождает и которая может приобретать определённую форму в изменённом состоянии сознания. Когда шаман ловит утерянное животное силы и возвращает его пациенту, то тот часто выздоравливает. Его физическое состояние изменятся. Объяснить это очень сложно. Так же, как объяснить, как действуют меридианы в китайской иглотерапии. Т.к. не найдены физические носители этих меридианов со структурой, которая бы доказывала, что именно так всё и происходит. И, тем не менее, они есть и все это знают. Так и здесь: вроде бы, этого нет, но когда животное силы вылавливается и возвращается владельцу, тот резко начинает поправляться. Причём этому подвластны и физические и, тем более, психологические болезни. Можно это назвать косвенным внушением, хотя, я думаю, что это гораздо глубже.
Какова цель Ваших шаманских путешествий? Психотерапия?
Нет. Дело в том, что всё это... когда человек идёт заниматься психологией, то, в первую очередь, его интересует он сам. Кто я такой, зачем я живу? Мы (психотерапевты) наиболее заинтересованные в решении этих вопросов. Поэтому мы начинаем сами изучать все эти методы психологии и психотерапии для того, чтобы лучше понять самих себя. Это на первом плане всегда стоит. И если кто-то говорит, что это не так, то он обманывает и себя, и других. Скажем, в классическом подходе обязательно нужно сначала излечиться. Психоанализ требует, чтобы Вы несколько лет занимались личным психоанализом, и только потом Вы имеете право заниматься другими. Потому что, если ты не разбираешься в себе, то не сможешь разобраться и в других. Это основное. Для меня, по крайней мере, ШП это путь самоисследования. Ну, и через это самоисследование я открываю определённые интересные вещи огромные миры, которые невидимы в обычной жизни. Которые можно, во-первых, изучить, побывать в них, соприкоснуться. Но самое интересное здесь то, что эти «мифические», «нереальные» миры а они очень реальны, не менее, чем то, что нас сейчас окружает они очень тесно связаны с нашей реальностью и из них можно влиять на нашу реальность. Поэтому, прикладное значение есть.
Насчёт этих миров существует несколько точек зрения у людей, которые этим занимаются. Одни говорят, что это параллельные миры. Другие, что это миры сознания. Третьи, что это генетически заложенные в нас, информационные программы информационное поле, единое для всех и содержащее всю информацию вообще. С Вашей точки зрения, что это?
Дело в том, что вся эта разница в названиях зависит только от описательного языка, которую использует человек. Но как бы их не называли, как бы мы их не описывали, всё это есть одно и тоже некий другой мир.
Ну, хорошо. Понятно, что мы можем менять описательные системы: точка сборки смещается меняется терминология. Но есть ещё одно различие, скажем, «субъективное» и «объективное»: когда человек воспринимает этот тонкий мир порождением его собственного мира, либо когда человек воспринимает себя лишь частичкой его.
Дело в том, что тот мир, иную реальность мы воспринимаем очень субъективно. И одно и то же явление ТАМ разные люди описывают иногда очень по-разному. Но существуют более современные методы исследования, которые доказывают, что то, что там происходит, реально. Во-первых, это статистика при больших количествах описаний. С другой стороны, у меня есть много учеников, которые пытались с этим соприкоснуться и всегда задавали этот вопрос: «а правда ли то, что там происходит?». На что я говорил: мол, вы можете это проверить. Вы можете через этот канал подсоединиться к нашей реальности и посмотреть, что происходит в другом месте, с другими людьми. А потом, когда выйдете из этого состояния, проверьте так ли это. И несколько таких проверок уже было: особо заинтересованные пробовали и всё подтверждалось.
Не боитесь ли Вы, что эти ученики захотят попробовать влиять из того «канала» на этот мир?
Ну, это не так просто. Во-первых, нужно иметь очень большую внутреннюю силу, которую нужно накопить. Во-вторых, так просто хождение в эти состояния невозможно. Ученик глубоко не проникает сильно изменённое состояние сознания у меня. Потом, все путешествия всегда происходят с проводником, т.к. там может шандарахнуть так, что не вернёшься. Тело, скажем, будет здесь, а сознание будет путешествовать. Такие случаи в шаманской практике были. У индейцев, и у сибирских шаманов они описаны. Я же всегда сопровождаю своих учеников. И если что-то происходит, то есть очень жёсткие инструкции, выполняя которые ты можешь вытащить его из опасной ситуации. А для этого есть тысячелетиями наработанные приёмы: в частности, бубен используется для этого. Основная задача бубна проводить, а потом вывести обратно. Но самое главное, что ограничивает несанкционированное применение этих вещей это ответная реакция той реальности. Я сразу предупреждаю, что это опасно. В рунической магии в Скандинавии за насылание порчи или за любовную магию просто казнили. Т.е. ответ этого мира может быть очень жёстким. Либо человек заболевает, либо с ним или с его окружением случаются какие-то проблемы, несчастья, либо он внезапно умирает. Поэтому я сразу предупреждаю, что эти путешествия требуют аутичного, спокойного поведения и состояния. Ну, опять же, это инструмент. Бывают люди, которые используют подобные вещи во зло, но я таких людей не встречал.
Кого Вы берёте в ученики?
Это сложный вопрос. Не я выбираю скорее, меня выбирают. И потом, есть такое китайское представление об учителе, что можно учиться даже у камня. Главное то, что ты хочешь. Если ты способен научиться у камня, значит, ты можешь научиться... Главное здесь инициация. Первые шаги, научение. А потом уже человек сам, если хочет, двигается. Здесь нет такого понятия, как школа, училище.
Где проходят занятия?
У меня сейчас нет постоянного места. Тренинги... в основном, это Челябинск, Екатеринбург, Омск, Окунево, Красноярка. Вот, кстати говоря, 23-29 сентября была у нас неделя психотерапии. Приезжало очень много людей, в том числе и тех, кто в трансперсональной психологии очень хорошо разбирается. Дзен-медитация, холотропное дыхание. Со всей страны были преподаватели, и там я проводил свою группу шаманских технологий.
По моим наблюдениям, большинство преподавателей ППЛ используют в своих практиках шаманские техники. И, тем не менее, кроме Вас я не встречал никого, кто бы серьёзно ими занимался.
На самом деле, это очень опасно для твоего социального статуса. Т.к. как только ты этим начинаешь заниматься, ты попадаешь в ряды неблагонадёжных. Поэтому человек должен быть уже готов к этому. Всё это идёт постепенно, накапливается, а потом должен быть просто внутренний взрыв, и ты оказываешься уже в этом состоянии. Опять же, бубен: есть очень простой метод определения, может ли человек быть шаманом. Если, например, умирает старый шаман и нужно найти нового, а реально нет наследников или учеников. Раньше очень просто делали: брали бубен и давали постучать в него разным людям. И обычно того, кто способен был к такой деятельности, бубен начинал «тянуть». Т.е. человек начинает стучать в него и не может остановиться. И это слышат все: бубен начинает звучать совсем иначе в руках такого человека.
А помимо техник какая-то шаманская эстетика у вас присутствует?
Да. Алтарь, например. Это тряпочка, на которой раскладываются некоторые предметы. Работа со стихиями: огонь, воздух, камни (земля), есть там перья... Я всегда на тренингах показываю подаренное мне шаманами перо. И спрашиваю, что оно напоминает людям. В конце концов, они приходят к выводу, что перо напоминает волшебную палочку, потому что работа с пером это перетрансформация представлений о волшебной палочке. Т.е. с помощью этого пера шаман мог лечить, мог нанести серьёзные повреждения, если хотел. Потому что с помощью пера он работал с энергетическими контурами человека... Атрибутика определённая есть. Да сам бубен: когда начинает звучать бубен, все остальные вещи уходят на второй план.
- Работа со стихиями ведётся на древнем языке?
Древний язык не имел слов. Древний язык это язык образов. Это глубинный подход, когда ты не произносишь слов, а мыслишь образами. Вот на этом языке ведётся работа. Хотя когда ты поёшь песни силы, иногда идёт сложный набор звуков, которые невозможно понять: откуда, как. Этому нельзя научить, оно идёт изнутри. Ты просто видишь внутренний образ.
Т.е. для того, чтобы пройти инициацию, человек должен иметь грандиозную волю чтобы образы не расплывались в его сознании?
Нет. Обычно от человека это мало зависит. Часто человек просто живёт, живёт, а потом его накрывает этой «шаманской болезнью». И человек становится перед выбором: либо принять то, что ему предлагает жизнь, либо отказаться. Причём отказаться почти невозможно, т.к. отказ ведёт к серьёзным заболеваниям или к смерти.
Расскажите поподробнее о вашей линии шаманов.
То, что сейчас я делаю пытаюсь восстановить утерянную линию рунического шаманизма. Которая содержит в себе и европейский, и американский варианты этих технологий. Как мы уже говорили, независимо от того, где находится шаман в Европе, Африке, Америке и т.д. технологии шамана почти не отличаются. Это, во-первых, ритмический звук: бубен, барабан, погремушка. Определённые темпы звучания. И транс глубокий. Так что особой разницы нет. И описание этого всего также совпадает. Определённое количество миров...
Определённое т.е. ограниченное?
Скажем так, есть структура, которая обозначается как Древо, Древо Жизни. В нашей, славянской традиции мы этому дереву посвящаем целый праздник: Новый Год. И ставим ёлку, как символ этого Дерева.
Как Вы относитесь к трудам Р.А. Уилсона и Тимоти Лири?
...Нормально отношусь. Это исследовательские работы. А вот, скажем, Станислав Гроф, «За пределом мозга» это не опыт одного человека. Разница есть. Джон Лилли, Тимоти Лири...
Рам Дасс...
Да, так называемый... Т. МакКена. Они всё-таки, субъективисты. А вот Гроф берёт опыт тысяч людей и разбирает его. Дело в том, что у меня есть руническая матрица, в которой запечатлён опыт огромного количества поколений исследователей этого пространства. Я больше на неё опираюсь сейчас.
А что есть руническая матрица?
Система энергетических врат, карта той территории. А сами руны это каналы, которые соединяют ту и эту реальность. Способ, как можно туда сходить и вернуться.
Какими рунами Вы пользуетесь?
Старшим Футарком, в основном. Он наиболее строен, проработан. И потом, Старший Футарк очень жёстко привязан к движению Солнца, которое очень влияет на нашу жизнь. 24 руны соответствуют этому циклу.
Что значит Солнце для шаманов?
Всё. Основной источник энергии. Все ритуалы начинаются обращением к нему. Основные обряды проводятся на рассвете или на закате. Есть некоторые руны, которые аккумулируют энергию Солнца внутри человека. Когда нет Солнца: ночь в плане болезни, ночь в мыслях, слепота; а внутри появляется такое вот солнышко, внутренний огонь. И он помогает тебе эту темноту раздвинуть. Сегодня, например, очень солнечно. Это значит, что сегодня встречи не случайны.
Вы использовали руны в психотерапии и раньше инициации. Откуда это пошло?
После сеанса холотропного дыхания у меня начались внутренние изменения. Я стал иначе воспринимать мир и в какой-то момент времени я принял для себя эту систему. А потом пришлось выбирать: расставаться с рунами или с должностью.
Мне ещё интересен такой вопрос: как визуально воспринимается человек в Вашей шаманской традиции?
В этой реальности как обычный человек. Иногда можно наблюдать т.н. ауру, но не всегда для этого нужно сделать некое действо, которое тебя переводит в особое состояние сознания. А ТАМ человек воспринимается по-разному: как человек с особенностями в лице, фигуре, иногда как животное силы. Там нет разницы между неодушевлённым предметом и одушевлённым.
В статье использована иллюстрации и фото из книг «Шаманские учения клана Ворона» Оларда Диксона (М.:Рефл-бук, 2000г.), «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» Н.А. Алексеева (Н.:Наука, 1984г.), «Шаманы и боги» Л.А. Лара (Тюмень, 1998г.).
КИНЕС КИЗИИТОВ