На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Современный шаманизм | Патефон Сквер №4

Два года назад главный психотерапевт Омской области Олег Анатольевич Шалев (на фото), очень активный человек, постоянно появлявшийся на телевидении и дававший огромные интервью для газет, заявил, что психотерапия и шаманизм по сути — одно и то же. Для провинциального сознания омичей, до конца ещё не определивших точное местонахождение своего города в мировом духовном пространстве, это была сенсация. Скандал. Шалев вынужден был уволиться. А немногим раньше Олег Анатольевич занялся изучением рун. И использовал их в своей психотерапевтической практике.

— Олег Анатольевич, у Вас были Учителя?

— Ну, скажем так: у меня была шаманская инициация. По линии канадских шаманов. С сибирскими я пока только косвенно знаком.

— Вы выезжали в Канаду?

— Нет, они приезжали сюда — у нас здесь есть места, которые их очень привлекают.

— Например?

— Омская область, Омск в том числе. Сибирь. Сама инициация была в Омске два года назад.

— Ходили слухи, что с этим связан Ваш уход с работы...

— Да, можно так сказать. До этого я достаточно долго занимался административной работой. И в определённый момент времени я почувствовал, что мои интересы и убеждения не укладываются в традиционное представление о той должности, которую я занимал. Пришлось делать выбор. Выбор-то был давно сделан — сам момент отрыва от академического пути, ухода в самостоятельное плавание был труден.

Где Вы получали академические знания?

— Я закончил Томский мединститут, был военным врачом. Потом в Ленинграде закончил ординатуру на кафедре психотерапии, которая была тогда при главном психотерапевте СССР. После приехал в Омск и здесь работал: родной город, я здесь родился... Дело в том, что тот вид шаманизма, которым я занимаюсь — это не совсем то, каким можно представить шамана в чистом виде: я иду по пути рунического шаманизма. Рунические знаки, руническое письмо. Корни этого, северного, шаманизма очень глубоки. В том числе, здесь, в Сибири. Чистых линий этого не осталось нигде, поэтому приходится восстанавливать. Из общения, скажем, с Академией Наук, Шаманского Отделения. А руны есть и в Сибири — на Енисее... Примерно 10-12 веков назад письмо в Сибири было руническое. Но я думаю, что и раньше.

Это научно подтверждено?

— Да, конечно. Это археологические находки рунических камней на Енисее, Алтае, которые в Европе практически неизвестны. Они процентов на 50-60 повторяют начертания рунических знаков, которые охраняются и как памятники истории находятся в Швеции, Дании, Норвегии. У нас их относят к тюркам, хотя не говорят откуда тюрки их взяли.

— А Вы как считаете, откуда эта связь рун северных народов и сибирских?

— Есть исследования, которые предполагают, что руническое письмо вообще самое древнее. Что оно идёт от древних народов, которые населяли определённые территории. Это территории Сибири, в основном. Начиналось это на севере Западной Сибири, потом сместилось южнее, к нам. А потом движение этого народа: часть в Индию ушло, часть — в Египет, часть — в Европу. Т.е., примерно, 2100 лет назад они переместились на территорию современной Швеции и Норвегии. И руны с народом мигрировали, перемещались.

— Первоисточник, это район где-то под Ханты-Мансийском?

— Предположительно, там. И даже севернее. Но это только гипотеза, т.к. там этого ничего не находят. Реально находят на территории Сибири, Швеции, Норвегии.

— Существуют у Вас коллеги, которые разделяют Ваше увлечение шаманизмом?

— Когда меня в эту сторону потянуло, коллеги мягко так крутили пальцем у виска и говорили: «Что-то с Шалевым не то». Пришлось проводить семинары, тренинги, на которых рассказывать, что всё это имеет право быть, поскольку всё это тысячи лет уже было. И просто отмахиваться от этого нельзя, нужно изучать, применять в обычной работе. А так я уже два года провожу шаманские тренинги, и через них достаточно много людей прошло. Большинство из них — это психологи, психотерапевты... Когда то же самое, что делает шаман, описываешь на языке современной психологии, обществу становится понятно. Когда ты не говоришь «дух», «животная сила», не рассказываешь о «шаманском путешествии» и о том, что ты там встречаешь, а называешь это «изменённое состояние сознания», «визуализация», «система восприятия» — когда на эту терминологию переводишь, то коллеги начинают принимать и понимать.

— А что есть шаманское путешествие более подробно?

— ШП — это один из основных методов работы шамана. Очень глубокое изменённое состояние сознания. Можно назвать его глубокий транс, самогипноз. И находясь в этом состоянии, шаман работает. Погружаясь в него, шаман выполняет поставленную перед ним задачу. Иногда это называют камланием. Но это более традиционное название, а сейчас более принято «шаманское путешествие», потому что сознание шамана действительно путешествует. И в этом путешествии шаман встречает сознания других людей, которые трансформируются в те или иные образы — иногда в образы животных, которых называют «животными силы»; иногда просто наблюдает за тем, что там происходит. И выходя из этого состояния, он возвращает человеку что-то утраченное, например, животное силы. В христианстве оно позже трансформировалось в ангела-хранителя. Это просто энергия, которая тебя сопровождает и которая может приобретать определённую форму в изменённом состоянии сознания. Когда шаман ловит утерянное животное силы и возвращает его пациенту, то тот часто выздоравливает. Его физическое состояние изменятся. Объяснить это очень сложно. Так же, как объяснить, как действуют меридианы в китайской иглотерапии. Т.к. не найдены физические носители этих меридианов со структурой, которая бы доказывала, что именно так всё и происходит. И, тем не менее, они есть и все это знают. Так и здесь: вроде бы, этого нет, но когда животное силы вылавливается и возвращается владельцу, тот резко начинает поправляться. Причём этому подвластны и физические и, тем более, психологические болезни. Можно это назвать косвенным внушением, хотя, я думаю, что это гораздо глубже.

— Какова цель Ваших шаманских путешествий? Психотерапия?

— Нет. Дело в том, что всё это... когда человек идёт заниматься психологией, то, в первую очередь, его интересует он сам. Кто я такой, зачем я живу? Мы (психотерапевты)— наиболее заинтересованные в решении этих вопросов. Поэтому мы начинаем сами изучать все эти методы психологии и психотерапии для того, чтобы лучше понять самих себя. Это на первом плане всегда стоит. И если кто-то говорит, что это не так, то он обманывает и себя, и других. Скажем, в классическом подходе обязательно нужно сначала излечиться. Психоанализ требует, чтобы Вы несколько лет занимались личным психоанализом, и только потом Вы имеете право заниматься другими. Потому что, если ты не разбираешься в себе, то не сможешь разобраться и в других. Это основное. Для меня, по крайней мере, ШП — это путь самоисследования. Ну, и через это самоисследование я открываю определённые интересные вещи — огромные миры, которые невидимы в обычной жизни. Которые можно, во-первых, изучить, побывать в них, соприкоснуться. Но самое интересное здесь то, что эти «мифические», «нереальные» миры — а они очень реальны, не менее, чем то, что нас сейчас окружает — они очень тесно связаны с нашей реальностью и из них можно влиять на нашу реальность. Поэтому, прикладное значение есть.

— Насчёт этих миров существует несколько точек зрения у людей, которые этим занимаются. Одни говорят, что это параллельные миры. Другие, что это миры сознания. Третьи, что это генетически заложенные в нас, информационные программы — информационное поле, единое для всех и содержащее всю информацию вообще. С Вашей точки зрения, что это?

— Дело в том, что вся эта разница в названиях зависит только от описательного языка, которую использует человек. Но как бы их не называли, как бы мы их не описывали, всё это есть одно и тоже — некий другой мир.

— Ну, хорошо. Понятно, что мы можем менять описательные системы: точка сборки смещается — меняется терминология. Но есть ещё одно различие, скажем, «субъективное» и «объективное»: когда человек воспринимает этот тонкий мир порождением его собственного мира, либо когда человек воспринимает себя лишь частичкой его.

— Дело в том, что тот мир, иную реальность мы воспринимаем очень субъективно. И одно и то же явление ТАМ разные люди описывают иногда очень по-разному. Но — существуют более современные методы исследования, которые доказывают, что то, что там происходит, реально. Во-первых, это статистика при больших количествах описаний. С другой стороны, у меня есть много учеников, которые пытались с этим соприкоснуться и всегда задавали этот вопрос: «а правда ли то, что там происходит?». На что я говорил: мол, вы можете это проверить. Вы можете через этот канал подсоединиться к нашей реальности и посмотреть, что происходит в другом месте, с другими людьми. А потом, когда выйдете из этого состояния, проверьте — так ли это. И несколько таких проверок уже было: особо заинтересованные пробовали и всё подтверждалось.

— Не боитесь ли Вы, что эти ученики захотят попробовать влиять из того «канала» на этот мир?

— Ну, это не так просто. Во-первых, нужно иметь очень большую внутреннюю силу, которую нужно накопить. Во-вторых, так просто хождение в эти состояния невозможно. Ученик глубоко не проникает — сильно изменённое состояние сознания у меня. Потом, все путешествия всегда происходят с проводником, т.к. там может шандарахнуть так, что не вернёшься. Тело, скажем, будет здесь, а сознание будет путешествовать. Такие случаи в шаманской практике были. У индейцев, и у сибирских шаманов они описаны. Я же всегда сопровождаю своих учеников. И если что-то происходит, то есть очень жёсткие инструкции, выполняя которые ты можешь вытащить его из опасной ситуации. А для этого есть тысячелетиями наработанные приёмы: в частности, бубен используется для этого. Основная задача бубна — проводить, а потом вывести обратно. Но самое главное, что ограничивает несанкционированное применение этих вещей — это ответная реакция той реальности. Я сразу предупреждаю, что это опасно. В рунической магии в Скандинавии за насылание порчи или за любовную магию просто казнили. Т.е. ответ этого мира может быть очень жёстким. Либо человек заболевает, либо с ним или с его окружением случаются какие-то проблемы, несчастья, либо он внезапно умирает. Поэтому я сразу предупреждаю, что эти путешествия требуют аутичного, спокойного поведения и состояния. Ну, опять же, это инструмент. Бывают люди, которые используют подобные вещи во зло, но я таких людей не встречал.

— Кого Вы берёте в ученики?

— Это сложный вопрос. Не я выбираю — скорее, меня выбирают. И потом, есть такое китайское представление об учителе, что можно учиться даже у камня. Главное — то, что ты хочешь. Если ты способен научиться у камня, значит, ты можешь научиться... Главное здесь — инициация. Первые шаги, научение. А потом уже человек сам, если хочет, двигается. Здесь нет такого понятия, как школа, училище.

— Где проходят занятия?

— У меня сейчас нет постоянного места. Тренинги... в основном, это Челябинск, Екатеринбург, Омск, Окунево, Красноярка. Вот, кстати говоря, 23-29 сентября была у нас неделя психотерапии. Приезжало очень много людей, в том числе и тех, кто в трансперсональной психологии очень хорошо разбирается. Дзен-медитация, холотропное дыхание. Со всей страны были преподаватели, и там я проводил свою группу шаманских технологий.

— По моим наблюдениям, большинство преподавателей ППЛ используют в своих практиках шаманские техники. И, тем не менее, кроме Вас я не встречал никого, кто бы серьёзно ими занимался.

— На самом деле, это очень опасно для твоего социального статуса. Т.к. как только ты этим начинаешь заниматься, ты попадаешь в ряды неблагонадёжных. Поэтому человек должен быть уже готов к этому. Всё это идёт постепенно, накапливается, а потом должен быть просто внутренний взрыв, и ты оказываешься уже в этом состоянии. Опять же, бубен: есть очень простой метод определения, может ли человек быть шаманом. Если, например, умирает старый шаман и нужно найти нового, а реально нет наследников или учеников. Раньше очень просто делали: брали бубен и давали постучать в него разным людям. И обычно того, кто способен был к такой деятельности, бубен начинал «тянуть». Т.е. человек начинает стучать в него и — не может остановиться. И это слышат все: бубен начинает звучать совсем иначе в руках такого человека.

— А помимо техник какая-то шаманская эстетика у вас присутствует?

— Да. Алтарь, например. Это тряпочка, на которой раскладываются некоторые предметы. Работа со стихиями: огонь, воздух, камни (земля), есть там перья... Я всегда на тренингах показываю подаренное мне шаманами перо. И спрашиваю, что оно напоминает людям. В конце концов, они приходят к выводу, что перо напоминает волшебную палочку, потому что работа с пером — это перетрансформация представлений о волшебной палочке. Т.е. с помощью этого пера шаман мог лечить, мог нанести серьёзные повреждения, если хотел. Потому что с помощью пера он работал с энергетическими контурами человека... Атрибутика определённая есть. Да сам бубен: когда начинает звучать бубен, все остальные вещи уходят на второй план.

- Работа со стихиями ведётся на древнем языке?

— Древний язык не имел слов. Древний язык — это язык образов. Это глубинный подход, когда ты не произносишь слов, а мыслишь образами. Вот на этом языке ведётся работа. Хотя когда ты поёшь песни силы, иногда идёт сложный набор звуков, которые невозможно понять: откуда, как. Этому нельзя научить, оно идёт изнутри. Ты просто видишь внутренний образ.

— Т.е. для того, чтобы пройти инициацию, человек должен иметь грандиозную волю — чтобы образы не расплывались в его сознании?

— Нет. Обычно от человека это мало зависит. Часто человек просто живёт, живёт, а потом его накрывает этой «шаманской болезнью». И человек становится перед выбором: либо принять то, что ему предлагает жизнь, либо отказаться. Причём отказаться почти невозможно, т.к. отказ ведёт к серьёзным заболеваниям или к смерти.

— Расскажите поподробнее о вашей линии шаманов.

— То, что сейчас я делаю — пытаюсь восстановить утерянную линию рунического шаманизма. Которая содержит в себе и европейский, и американский варианты этих технологий. Как мы уже говорили, независимо от того, где находится шаман — в Европе, Африке, Америке и т.д. — технологии шамана почти не отличаются. Это, во-первых, ритмический звук: бубен, барабан, погремушка. Определённые темпы звучания. И транс глубокий. Так что особой разницы нет. И описание этого всего также совпадает. Определённое количество миров...

— Определённое — т.е. ограниченное?

— Скажем так, есть структура, которая обозначается как Древо, Древо Жизни. В нашей, славянской традиции мы этому дереву посвящаем целый праздник: Новый Год. И ставим ёлку, как символ этого Дерева.

— Как Вы относитесь к трудам Р.А. Уилсона и Тимоти Лири?

— ...Нормально отношусь. Это исследовательские работы. А вот, скажем, Станислав Гроф, «За пределом мозга» — это не опыт одного человека. Разница есть. Джон Лилли, Тимоти Лири...

— Рам Дасс...

— Да, так называемый... Т. МакКена. Они всё-таки, субъективисты. А вот Гроф берёт опыт тысяч людей и разбирает его. Дело в том, что у меня есть руническая матрица, в которой запечатлён опыт огромного количества поколений исследователей этого пространства. Я больше на неё опираюсь сейчас.

— А что есть руническая матрица?

— Система энергетических врат, карта той территории. А сами руны — это каналы, которые соединяют ту и эту реальность. Способ, как можно туда сходить и вернуться.

— Какими рунами Вы пользуетесь?

— Старшим Футарком, в основном. Он наиболее строен, проработан. И потом, Старший Футарк очень жёстко привязан к движению Солнца, которое очень влияет на нашу жизнь. 24 руны соответствуют этому циклу.

— Что значит Солнце для шаманов?

— Всё. Основной источник энергии. Все ритуалы начинаются обращением к нему. Основные обряды проводятся на рассвете или на закате. Есть некоторые руны, которые аккумулируют энергию Солнца внутри человека. Когда нет Солнца: ночь в плане болезни, ночь в мыслях, слепота; а внутри появляется такое вот солнышко, внутренний огонь. И он помогает тебе эту темноту раздвинуть. Сегодня, например, очень солнечно. Это значит, что сегодня встречи не случайны.

— Вы использовали руны в психотерапии и раньше инициации. Откуда это пошло?

— После сеанса холотропного дыхания у меня начались внутренние изменения. Я стал иначе воспринимать мир и в какой-то момент времени я принял для себя эту систему. А потом пришлось выбирать: расставаться с рунами или с должностью.

— Мне ещё интересен такой вопрос: как визуально воспринимается человек в Вашей шаманской традиции?

— В этой реальности — как обычный человек. Иногда можно наблюдать т.н. ауру, но не всегда — для этого нужно сделать некое действо, которое тебя переводит в особое состояние сознания. А ТАМ человек воспринимается по-разному: как человек с особенностями в лице, фигуре, иногда — как животное силы. Там нет разницы между неодушевлённым предметом и одушевлённым.

В статье использована иллюстрации и фото из книг «Шаманские учения клана Ворона» Оларда Диксона (М.:Рефл-бук, 2000г.), «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» Н.А. Алексеева (Н.:Наука, 1984г.), «Шаманы и боги» Л.А. Лара (Тюмень, 1998г.).

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011