Сердца на взлёте
Уникальна и печальна судьба книги с таким названием, вышедшая в издательстве ОмГПУ в 2001 году. «Сердца на взлёте» это результат долгой и кропотливой исследовательской и составительской работы Виктора Вайнермана, директора Омского Литературного музея им. Ф.М. Достоевского. Семнадцать лет (!!) эта книга ждала своего издателя. В ней рассказывается о судьбе омских поэтов довоенных лет, погибших на фронте: Иосифе Ливертовском, Георгие Суворове, Николае Копыльцове. Причём так живо, что, кажется, о временах совсем недавних, о наших современниках. Но это и понятно: ребятам навсегда осталось по двадцать пять. Весёлые, задорные, не в меру эрудированные, начитанные, переводящие Рембо и Бодлера, Гейне и Шекспира, Ленау и Бехера, читающие Рильке и Бенуа наряду с Багрянцевым, Тихоновым, Мартыновым. По-настоящему влюблённые в поэзию, в жизнь, в родную Сибирь, в Человека. Здесь публикуются статьи-воспоминания их друзей и родственников, их переписка, стихи и переводы. Проста и печальна история любви каждого из них: «Я жил твоими письмами... / Но ты, видать, устала.» у Г.Суворова, «Достиг бы я того звонка, / Когда б не знал, что не откроет / Дверей мне милая рука...» у И.Ливертовского, «в несчастный час изменит, как и прежде, / Любимая тобой!..» у Н.Копыльцова. Однако, сочетавшие в себе любовь к модернизму и классике, юные поэты не по годам мудры и открыты окружающему их миру. Так же, как и их друзья, о которых остроумно пишут близкие ребятам люди Марк Юдалевич, Константин Рябинин и др. Хочется сказать большое человеческое спасибо Виктору Вайнерману, несколько лет потратившему на создание этой книги побывавшему во всех местах, где остались хоть какие-то документальные сведения о жизни и творчестве этих ребят.
КИНЕС КИЗИИТОВ
Дебют поэта
В начале июня состоялась презентация первой книжки стихов молодой поэтессы Полины Барбашовой. Небольшой сборник с интересным названием «Подпространство Солнца» и сочным апельсином на обложке вместил в себя лучшие стихи Полины. Здесь «неожиданно мирно уживаются предельная искренность и интеллектуальность, даже претензия...», как написала в предисловии Марина Безденежных. Хотя, конечно, интеллектуально-экспериментальный стиль её стихов понятен не каждому, т.к. отчасти эклектично, отчасти неожиданно в цветаевско-ахматовской мелодике её стиха вписаны научные термины и постмодернистские неологизмы: «Эхо эха падения от листа. / Римановского пространства пустота./ Заресничье. Запределье. Подреберье. / Подпространство солнца во мне зреет...», «Но я-то почувствовала вибрацию, / Я аварийная сигнализация! / Я чувствительней, чем электроника...». Пытается Полина также работать и со звукописью: «синька, синь. Коснись-ка васильково...», «Каменей кременнее. Окаменевай...».Однако все стихи как и «положено» лирика. А иначе и быть не может Полина очень светлый и милый человек...
Полина, мама твоя на презентации твоей книжки рассказывала о том, что уже в шесть лет ты писала забавные стишки. Это правда?
У меня не осталось таких воспоминаний. Но сознательно первое стихотворение я написала в пятнадцать лет. И причиной этому послужила несчастная любовь.
А потом?
Потом я начала читать серьезных поэтов, таких как Вознесенский, Пастернак, и поняла, что мои стихи совсем ничто по сравнению с их творчеством. Это были словесные конструкции, которые было просто приятно строить. А т.к. я девочка серьёзная, то решила и к этому подойти серьёзно.
МАКС БОГАТЫРЁВ
За две минуты до... любви
На омском (и российском) книжном рынке за последнее «капиталистическое» десятилетие появилось столько печатной шелухи, что всякая хорошая книга воспринимается как праздник.
Впрочем, речь о том, что минувшим летом в Омске («Издательство Наследие. Диалог-Сибирь», 2002) появилась замечательная книга «Остров Жаннетты», написанная известным омским сатириком Алексеем Декельбаумом и посвящённая всем «красотоискателям и влюблённым». Сборник у Алексея Захаровича, смею заверить, получился просто убойный и, в первую очередь, потому что не оставляет равнодушным, а ведь именно это первый показатель хорошей книги.
Чем необычен и силён «Остров», весь он просто пропитан романтикой, чем-то очень светлым, чистым, возвышенным и основательно подзабытым. На «Острове Жаннетты» «...тоскуют и радуются, попадают в нелепые ситуации, шастают по горам, морям или лабиринтам любви, разочаровываются в идеалах и борются за свободу (уж кто как её понимает). И всё это задаром...».
В наше время так не бывает. Сейчас такого не пишут. Сегодня такое не издают...
ИВАН ДЕНИСЕНКО