Скорпионы в городе
Весной в Омске дала концерт легендарная немецкая группа «SCORPIONS». Для того, чтобы поразить провинциального зрителя, продюсеры привезли московский «звук», заплатив за него 50000 долларов. Звук, действительно, был отменный. Да и декорации были подстать: звёздное небо, на котором оранжевым светом светилось название группы. Более того, начинался концерт с конкурса красоты: местные девчонки из элитных модельных агентств боролись за право участвовать в последующем конкурсе среди лучших красавиц из всех городов России, где «скорпионы» дадут концерты. Победительница, мол, будет сниматься в новом клипе живых легенд. Однако все эти ухищрения так и не помогли заполнить зрительный зал СКК, где проходил концерт (было продано всего лишь 1500 билетов) толи цены слишком кусачие, толи омичи предпочли послушать родного Валерия Леонтьева, который в это же время выступал в Концертном зале (и там-то уж зал был забит до отказа).
Волшебство Куин
Я думаю, мало найдется в городе истинных ценителей детективной литературы, а потому фамилия известного в узких кругах американского сыщика не приходила в голову случайному прохожему, прочитавшему это название на афише, висевшей весной на стене филармонии. Однако и имя Фрэди Меркури вряд ли вспоминалось в связи с написанным по-русски названием его группы «Queen» «Королева». Немного вызывающе, немного амбициозно, но почему бы и нет бывало, говаривал Меркури, рассуждая о ней. И тем не менее, широкомасштабная рекламная кампания возымела результат в назначенный день вся продвинутая молодёжь объявилась в Концертном зале для того, чтобы услышать музыку кумира своих отцов. И всё бы ничего, когда бы исполнителями были бы сами легендарные «квины» быть может, появилась бы ещё тысяча фанатов Фрэди. Но исполнял музыку камерный струнный оркестр из Екатеринбурга, состоящий из 15 человек, уместившихся на маленьком пятачке в середине сцены. Студенты и их учителя. Конечно же, играли они здорово слажено, мило, технично. Однако, что бы ни говорили, десять смущённо переговаривающихся в перерывах между композициями студентов-скрипачей нисколько не способствуют появлению в симфонической музыке энергетики и драйва рока.
К. КУЛЬТОВ
Кен Хенсли в Омске!
Прелюдия
Омск не избалован визитами настоящих супер-звёзд музыки. Поэтому появившуюся в начале марта афишу с именем Кена Хенсли мы восприняли неоднозначно. Возможность близкого общения с легендарным музыкантом настраивала на радостный лад. Но своеобразие музыкальной культуры среднестатистического омича, предпочитающего всякие фабрики «звёзд», белок, стрелок и иже с ними заставляло тревожиться. Действительно, срыв концерта Криса Нормана прошлым летом даёт на то основания. До последних дней мы не были уверенны состоится ли концерт вообще: уж больно вяло народ покупал билеты, несмотря на то, что цены были доступны даже школьнику от 400 до 1000 рублей (ну уж, это Вы, Николай Павлович, загнули чего-то про школьников! Ред.). Даже когда Николай Ремезов (организатор омских гастролей) назвал время пресс-конференции, сомнения не рассеялись: в этот же день, 15 апреля, в Омск приезжает В.В. Путин, и как бы чего не вышло. Визит президента РФ внёс некоторые коррективы в график пребывания мистера Хенсли в Омске. Назначенная на полтретьего встреча с пишущей братией в «Доме журналиста» так и не состоялась: «органы» велели Татьяне Лукиничне запереться изнутри и никого не пускать. За три часа до выступления «тайными разбойничьими тропами» Кен Хенсли всё-таки был доставлен в Концертный зал. К тому времени некоторые журналисты ужо расселись в холле КЗ и смиренно ожидали.
Историческая справка
В сознании рядового любителя рок-музыки имя Хенсли прочно ассоциируется с названием The Uriah Heep. В этой группе музыкант проработал более десяти лет. Но в UH Кен пришёл уже сформировавшимся композитором и музыкантом. К тому же, на дворе уже
2003-й год, а не 1982-й, в котором маэстро вынужден был покинуть группу, запутавшуюся в противоречиях саморазвития.
В Омске The Uriah Heep стали известны случайно: в 1972 году во время гастролей ВИА «Иверия» исполнили две песни «прогрессивного певца Юрия Хип «Sunrise» и «July morning». Что имелось в виду в англоязычной версии композиторы поняли только через 25 лет, но изысканный мелодизм песен покроил всех. «Наши песни!» сказали молодые омичи, и через некоторое время «Орфей» уже исполнял полюбившиеся мелодии на танцах в «Нефтянике». Скоро в городе появились и первые диски с «хипами». Мы узнали, что «Июльское утро», «Цыганку», «Восход солнца», «Леди в чёрном», «Парк», «Сны», «Лёгкую жизнь» и многие-многие иные популярные в Омске песни создал Кен Хенсли, который играл в «UH» на органе и гитаре и неплохо, к тому же, пел.
Конечно, большинству Хенсли известен благодаря работе в классическом составе UH, музыку которых многие критики считают олицетворением эпохи 60-70-х гротеск, прогрессивный и пышный. Вклад Кена в копилку шедевров группы оказался самым весомым. Если судить по современным концертам «хипов», кажется, что он и не уходил из группы: по-прежнему народ требует его композиции, а клавишники вынуждены копировать волшебный звук его органа. Уход Хенсли из UH выбросил группу на периферию рока: ансамбль потерял если не всё, то очень многое.
Пресс-конференция
Вот со служебного входа появляется неброско одетый длинноволосый человек, похожий на индейца. Это он великий Кен Хенсли. Дружно вскакиваем и крепко жмём руку маэстро, радостно крича: «Hello mr. Hensley! Welcome to Omsk!».
Три телекамеры да десяток омских журналистов, большинству их которых интересней кто-нибудь из «рождественских встреч». Традиционный вопрос: «Как гостю Омск?». Хенсли вежливо отвечает, что «никак», ибо гастроли это всегда «аэропорт-отель-концерт». Трижды давал концерты в Санкт-Петербурге, но знаменитые музеи так и не посетил. Хотя однажды повезло, и он смог совершить поездку по городу. Омск всё же удостоился доброго слова: «Неожиданно солнечно, хотя и холодновато. Где знаменитые сибирские льды и медведи на улицах?».
Девочки из каких-то мелких газет (по нашим данным, это были «Воскресенье», «Жизнь» и «Вечерний Омск» Ред.) выпытывают отношение мэтра к современным рок-группам, а также к исполнителям рэпа, хип-хопа и т.д. Современные группы, по мнению Хенсли, скучные и все на одно лицо. Слушая их музыку как правило, по радио вовремя поездки на автомобиле он не может для себя выделить что-либо достойное внимания (логично: разве по радио передают «настоящий рок-н-ролл»!? Ред.). О русских группах, к сожалению, не знает ничего. Рэп и пр. не слушает.
В The Uriah Heep не вернётся никогда, т.к. играл в другом UH, где пел Дэвид Байрон, а на басах был Гарри Тэйн. Но они уже на небесах. Из бывших коллег по группе сохранил хорошие отношения с Джоном Уэттоном (басист UH в 1975-76 гг., ныне участник группы The Asia).
Следующий студийный альбом уже сведён и выйдет on the next month.
Сейчас Хенсли живёт в Испании со своей невестой Моникой. Вот, кстати, и она. Думает о жизни, коллекционирует легковые автомобили, пишет музыку и общается с друзьями.
На данный момент ему аккомпанируют: Джейсон Бонем ударные, давний коллега Джон Глэскок на басу и испанский сосед Джо Конас гитара.
Всем счастья в личной жизни, приходите на концерт! Автографы с превеликим удовольствием!
В это время на сцене уже заканчивали установку оборудования, которое в том числе и уникальный ламповый электро-орган «Hammond» (его можно увидеть на фото из буклета к диску «Free Spirit» 1980-го г.) прибыло в Омск на двух двадцатитонных трейлерах.
Концерт, наконец-то!..
Две трети билетов, всё-таки, раскупили. Солидные люди пришли послушать кумира своей молодости, по-прежнему находящегося на вершине рок-олимпа. А на крыльце КЗ местные тинейджеры задирали «стариков, тащившихся слушать своего пенсионера». Пока не получили своё от разогретых плотных мужчин, отправивших детей на пинках слушать свой: рэп.
Концерт длился более двух часов. Хенсли отлично играл на органе и гитаре, непринуждённо общался с залом. Звучали «July morning», «Easy living», «Lady in Black» и песни из нового альбома. Публика завелась со второго такта. Оттяг нарастал с каждой композицией. Наконец, молодняку с последних рядов разрешили пуститься в пляс перед сценой (к которому вскоре подключились и пресловутые «солидные люди» Ред.). Мистеру Хенсли реакция омичей была явно по душе: вопреки своему принципу, музыкант исполнил две песни «на бис».
А под занавес ему вручили белый вымпел с надписью «Кену Хенсли с любовью. Благодарные омичи».
Н. САЛОХИН
Gabin в Сибири
2 июля в Новосибирске, впервые за пределами столичных клубных площадок состоялся концерт группы «GABIN» безоговорочного лидера лаунжевого хит-парада 2002/2003 гг. Модный итальянский дуэт в российском туре «GABIN LIVE SHOW» по 4 городам представляла частная пивоварня «Тинькофф».
«GABIN» это полная гармония в совмещении с холодной привычной электроникой и живых джазовых звуков. Засэмплированная импровизация с неприличной душевностью. Это необременительное путешествие в легкомысленную и радостную эпоху свинга. Возвращение в то время, с которым связана зрелость джазового искусства и усиление взаимопроникновения негритянской, латинской и европейской культур. Что, наверное, и позволило создать изящный коллаж lounge, funk, latino в духе той легендарной эпохи. Всё это в первом одноимённом альбоме, вышедшем в середине 2002 г. на лейбле «VIRGIN».
Проект «GABIN» появился на свет в результате 6-ти летнего знакомства и сотрудничества одержимого джазового бас-гитариста Макса Боттини (Max Bottini) и известного итальянского ди-джея Филиппо Клэри (Filippo Clary). Продукт их творческого союза был назван по мотивам одной популярной итальянской шутки, где фигурировала личность французской кинозвезды 50-тых годов Жана Габена. И проекту определили имя «Жан Габен из Рима». Посчитав, что это звучит слишком длинно и обременительно, оставили только «GABIN». С тех пор группе довелось сотрудничать со значительными итальянскими музыкантами: саксофонистом Стефано Ди Баттиста (Stefano di Battista) с лейбла Blue Note и Аной Каррил Обиолс (Ana Carril Obiols) из Mano Negra. А Макс некоторое время играл в бэнде великого джазиста Билли Кобэма.
Некоторая техническая старомодность отсутствие модных аранжировок и шаблонных цифровых приёмов позволяет группе раздвинуть привычные барьеры музыки для «чилл-аута» (место для расслабленного отдыха в клубе) и получить необычайно удивительный результат этакого джази-ретро эксперимента. Как говорят сами музыканты, они сделали абсолютно некоммерческий проект, основанный целиком на собственных вкусах.
Хит группы это, конечно, кавер на композицию 1939 года «It don`t mean a thing» Дюка Эллингтона (Duk Ellington). Но даже и не подозревая о существовании группы, не слушая диск и не включая никогда «MTV» вы будете с удовольствием оживлённо танцевать, веселиться и расслабляться под эту музыку, чем, собственно, и занимались все пришедшие на концерт.
В 1,5 часовом шоу «GABIN» было всё: плавное беззаботное настроение сборников «Cafe del mar», цыганская энергия «Gipsy Kings», диксиленд 40-50х гг., трип-хоповые скрэтчи 90х гг., инструментальный мелодизм Энио Морриконе, атмосферная электроника «Air», мягкий транс и немного этнических напевов в духе «Deep Forest». Электронника ди-джейских пультов и вертушек Филиппо сглаживалась двумя гитарами, саксофоном, клавишными, барабанами, французским аккордеоном и, конечно, роскошным бархатным голосом вокалистки Даниелы Вольпе (Daniela Volpe). Таким может быть только беззаботный отдых в шезлонге с коктейлем в руке. Поэтому, очень часто и называют этот стиль coctail lounge music. Понятие, в общем, не имеющее конкретной привязки к тем или иным средствам выразительности. К данной категории можно отнести достаточно широкий круг музыкальных жанров и стилей, объединёённых одним очень важным качеством они предназначены для необременительного лёгкого фонового прослушивания на отдыхе. Это может быть и популярная классика (часто в современной аранжировке), и свинг, и оркестра-поп, и мелодии из мюзиклов и кинофильмов, и смуф-джаз (лёгкий джаз без слов с «отполированным» комфортным саундом, ненавязчиво повторяющейся ритмоформулой и многоярусной синтезаторной фактурой) и экзотик-поп, и фолк-поп, и нью-эйдж, и эмбиент. Однако в последнее десятилетие наблюдается тенденция к сужению понятия lounge и применение его преимущественно к электронным течениям, воссоздающим стилистику музыки 40-60-х гг. При этом музыканты зачастую используют оригинальные сэмплы синтетического рок-н-ролла и свинга бигбэндов, «старые» синтезаторы, саундтрэки из фильмов тех лет, подмешивают шумы «заезженных» пластинок. Различают и более камерные, «диванно-салонные» и танцевально-ориентированные направления. Предтечей lounge в России считают Ансамбль электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина. Среди современных российских музыкантов, играющих lounge «Нож для Frau Muller», Олег Костров (соло), «Весна на Улице Карла Юхана». Среди наиболее популярных зарубежных исполнителей можно назвать: «Pizzicato Five», «Fantastic Plastic Machine», Nicola Conte, «Younderboy», , «Montefiori Coctail», «Ursula 1000». И, конечно, тёплый и лиричный «GABIN».
К. ПОТАПОВА