Симфония трона
В музее им. Врубеля прошла уникальная выставка «От табурета до трона», совместившая в нескольких больших залах стулья, троны и кресла различных эпох и стилей из фондов музея и работы современных художников. Иллюстрирующих изменение значимости и знаковости стула-трона: так, массивные троны 18 века служили, к примеру, символом богатства и высокого положения в обществе. К ХХ веку ситуация кардинальным образом изменилась: стул появился в каждом доме. Однако вместе с тем появляется и проблема пустого стула как символа ухода из данного пространства, и в более метафизическом смысле из этой жизни. Очень здорово на экспозиции иллюстрирует эту проблему картина Георгия Кичигина. Кроме того, здесь были представлены картины организатора выставки Сергея Баранова, фотоработы в стиле ню (без отрыва от темы) и причудливые инсталляции Дамира Муратова, Александра Капралова, преподавателей ОГИСа, расписные табуреты Николая Молодцова и многих других. Что же до самих «виновников торжества», то их здесь было великое множество троны вельмож, скамьи ростовщиков, стулья купцов, плетёные и металлические кресла.
Поговорим?
Последние десятилетия цивилизация буквально тонет в океане информации. От традиционных сигнальных систем (музыка, танец, письмо) до вполне современных (телефон, интернет, телевидение). На эту тему заморочились и наши художники. «Прямая речь, или Искусство коммуникации» выставка с таким названием явилась результатом совместной их работы. Здесь были представлены почти все стили и направления современного искусства. Соцреализм членов Союза художников, монументальная работа Георгия Кичигина с обязательным автопортретом, эзотерические картины Владимира Владимирова, Евгения Зарембы и Александра Андреева, причудливые инсталляции и металлические скульптуры Татьяны Дашковой, Дамира Муратова и А.Таксис. А также граффити молодых художников. Смотрелось всё мило. Но экмпозиция казалась незавершённой, надуманной. Может быть, из-за того, что она проходила в стенах музея...
Юбилей мастера
В этом году исполнилось бы 75 лет омскому художнику Геннадию Штабнову. Этому событию была посвящена выставка работ его учеников и друзей. И, конечно же, его картин. Очень интересны работыГеннадия, написанные в разные годы: 60-70-е представлены здесь пейзажной тематикой, 80-е же как отзвук государственных перемен весьма напряжёнными и даже тревожными метафорическими сюжетами. Например, на полотне «Рассвет» изображено новое кладбище со свежевырытыми могилами, которые напоминают урбанистический пейзаж современного мегаполиса. Город-кладбище спит. Однако прямо посреди крестов-многоэтажек расцветает букет скворечников. И восходящее над горизонтом светило первыми оранжевыми лучами ласкает стенки птичьих домиков. Одно лишь поражает в этой картине скворечники пусты! Этот мрачный «Рассвет» был написан художником ещё в 1983 году. Но по глубине отчаяния он даже в сравнение не идёт с картиной «Память. Скворечники», написанной в 1989-ом. На ней кладбища уже не стало. Не осталось и городов. Пустая планета, хранящая лишь отзвук погибшей цивилизации. И всё те же скворечники как символ новой...
Всего-лишь Гений
12 мая театральная студия «Зелёная» в кругу друзей отмечала день рождения великого сюрреалиста Сальвадора Дали. Ему был посвящён пластический спектакль, который поставили и придумали сами актёры. И, надо сказать, спектакль более чем удался! На сцене друг за другом сменялись картины Гения Дали, его мысли, страхи, желания и даже он сам. Растрёпанный, в костюме Деда Мороза (разве что без бороды и посоха), Сальвадор носился за мифическим подобием счастья, укрываясь от кошмарных шизофренических видений в своих же фантазиях. А после театрального действа все желающие могли приобщиться к классике иного рода ребята принесли видеокассету с фильмом друга Дали Луиса Бунюэля.
Шаг в будущее
С 1 по 7 мая в ОМЦ Химик прошла первая неделя современного танца в Омске, организованная театром танца «нОга», в котором участвовали и наши друзья группа «Пенелопа Dreams» и студия импровизации «Флокс».
Помимо омских коллективов здесь выступали именитые коллективы из Новосибирска и Барнаула. Очень эффектны и необычайно ярки были выступления театра-студии «Джаз-модерн». Особенно нам запомнился Танец шаманов, где молодые танцоры показали весьма серьёзную хореографическую подготовку, ничуть не уступающую мастерам капоэйры африканского боевого искусства. Выступления «Флокса» немногие присутствующие восприняли адекватно перфоманс как таковой не очень распространен в консервативном городе на Оми. Группа «Пенелопа Dreams» устроила импровизационное шоу: помимо известного уже музыкального состава на сцене появились танцоры, мастера боди-арт и графити, часть из которых является молодыми актёрами омских профессиональных театров. Сами организаторы «нОга» показали два своих данс-спектакля. Хореографическое образование даёт о себе знать очень приятно смотреть на профессиональных танцовщиков, которые к тому же экспериментируют с самим понятием танца.
Рэйв-фестиваль
В июле была попытка провести в Омске фестиваль прогрессивной клубной музыки. Устраивала это фирма «357». Причём, вдали от города. Видимо, это и оказалось ошибкой, т.к. место было выбрано ни где-нибудь, а в непосредственной близости с дачей губернатора! Каждый вечер в течение нескольких недель здесь начинался «кислотной» дискотекой прямо под открытым небом. В облаке комаров и мошек около двухсот молодых людей танцуют под модные house, progressive, techno, trance и т.д. Для тех, кто не знает: это клубная танцевальная музыка, появившаяся в 1980-90-е гг. в Чикаго и распространившаяся по миру. Для нее характерен достаточно быстрый ритм (120 150 ударов в минуту) и минимум отвлекающих от танца звуков, т.е. чистая электроника с диско-хлопками и прочей атрибутикой. Заводит любого, кто слушает её хотя бы полчаса. Однако помимо музыки, хорошего звука на 10 кВт и профессионального светового оборудования организаторы предусмотрели много иных удовольствий и удобств для своих посетителей: бар и летняя кухня с шашлыками; волейбольная площадка и песчаный пляж; мини-гостиница и место для палаточного лагеря; видео-зал под открытым небом и небольшой пруд с ржавым катамараном. Однако власти предпочли закрыть этот «притон», сославшись на то, что наркотики в нашей области распространять н разрешается даже в «кислотных» клубах!
НЛО в Омске
В Ночном клубе «Летур» в июне прошёл забавный конкурс «НЛО», который расшифровывался как «Неординарные Личности Омска».
Организатор конкурса дипломница ОмГУ Татьяна Еленёва. Кроме всего прочего, в этом шоу выступали всё те же «Джаз-модерн» с шаманским танцем и группа хиппи «Пенелопа Dreams» с инструментальной композицией, во время которой на видеоэкранах демонстрировались кадры из фильма Антониони. Недалеко от входа, у барной стойки находились художественные конструкции местных «гениев поп-арта»: всевозможные кучи мусора, организованные в архитектурные композиции.
ЕВГ. АЛЕКСЕЕВ
Эрос-пати
Мало кто знает, что в Омске вот уже девять месяцев существует творческий коллектив «Без названия», членами которого являются творческие люди, ранее замеченные в создании «Союза Крайне Адекватных Дизайнеров». За это время группа провела одну акцию для очень ограниченной по количеству душ аудитории эротический спектакль-перфоманс «Люби меня По». Абсурдистская фантасмагория с обнажёнными и полуобнажёнными танцорами, расписанными яркими красками. Эксперимент со светотехникой: необычно сфокусированные старинные прожекторы, подвешенные к потолку и неожиданно включающиеся по ходу действа. В качестве фонограммы использованы композиции известной канадской пианистки Кейко Матсуи с наложением собственных голосов актёров. Весьма экстравагантно в городе Заснеженных Статуй.
Н. БЕЛКИНА
Эротическая энергия
«...В эротике есть искупление полового греха человека, искупление осуществлённое и переходящее в творчество. Грех падшего пола побеждается отрицательно через аскетизм и творчески-положительно через любовь. Натуральная, хотя и искажённая бисексуальность всякого человеческого существа в андрогинизме получает свой сверхприродный, мистический смысл. В андрогинизме есть взаимопроникновение всех клеток мужской и женской природы, то есть слиянность конечная, предельная. Каждая клетка человеческого существа андрогинична, несёт в себе отблеск природы божественной. И соединение мужского и женского должно быть глубинным, не поверхностным. Окончательная тайна бытия андрогинического никогда не будет вполне разгадана в пределах этого мира. Но опыт любви эротической приобщает к этой тайне. Связь любви эротической с андрогинизмом и есть связь её с личностью. Ибо, поистине, всякая личность андрогинична. Андрогинизм есть восстановленная целость пола в богоподобном бытии личности. В любви должна открыться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека.
Также неразрывно связана эротика с творчеством. Эротическая энергия вечный источник творчества. И эротическое соединение для творческого восхождения совершается. Также неразрывно связана эротика с красотой. Эротическое потрясение путь выявления красоты в мире...».
БЕРДЯЕВ Н.А.