На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Пост Скриптум | Патефон Сквер №2

«Луч солнца золотого
Тьмы скрыла пелена
И между нами пелена
Вдруг выросла стена...»

Как бы быстро ни развивались наука и техника, неизменно устремлённые к неизведанным горизонтам будущего, культура как таковая более предсказуема, и законы эволюции культурной жизни той или иной нации вполне могут быть описаны.

Естественно, в рамках квантовой физики и психологии: теория вероятности пока что наиболее общий и «точный», как это ни парадоксально, инструмент описания реальности.

Скажем так, развития культуры в какой-то мере циклично. Это диалектическая спираль, только с вероятностным коэффициентом увеличения или уменьшения радиуса её витка. Современная культура, её состояние на данный момент в России, проходит те же этапы, что и культура России начала ХХ века.

Русская религиозная философия тогда считала, что культуре пришёл конец, что общество доживает последние «дни» — цивилизация умирает — нравственно и затем — физически. О нынешней бездуховности российского человека, о царстве хаоса в безудержном ритме механистической урбанизации, превращения человека в безличный «винтик» бесчувственного аппарата по выработке ценных бумаг пишется и говорится сейчас очень много. Но что это за «души отчаянный протест» посреди Великого Океана Бездушия?! Кем он может быть услышан в непоколебимом сонме вальяжных олигархов, не без доли человеколюбия взирающих на копошащийся у их ног муравейник человеческой цивилизации?

Протестовали и тогда. И после будут. Но это только самоутверждение. Или отчаянье. Ведь знаю же, что никто меня не услышит, кроме милых и близких моему сердцу друзей, воинов духа, ценителей прекрасного. Что мы можем вместе – жалкий отряд из двух— трёх сотен, вооружённых кистью, пером и микрофоном… Кукситься в своей любви, ограждая дом своей мечты от любого воздействия извне, и мечтательно вздыхать, сдувая пыль со старых фотографий? Конечно, мы не сможем свернуть горы, завоевать Рим и стать той самой кучкой творцов, что воплотит в жизнь идею Розы Мира. Но – действовать надо. И чем сплочённее – тем эффективнее.

Я люблю свой город, несмотря на его пассионарность и нежелание серьёзно задумываться над собственной культурой. Я люблю свою страну, несмотря на общий «сдвиг по фазе» в сторону отчаянного кретинизма. Мы можем вместе любить эту необъятную землю наших предков и говорить об этом – каждому, кто захочет слушать.

А иначе – посмотрите, что происходит в вашем доме, в вашем городе…в вашей голове. О чём думает каждый из нас последние годы? Об этом же писал и немецкий философ-романист, великий «классик ХХ века», Герман Гессе, очень близко к сердцу принимавший всеобщий декаданс — начало прошлого века он окрестил «фельетонной эпохой», характеризующейся стремительным упадком нравственности и массовым распространением развлекательных жанров – фельетонов, кроссвордов, журнальных очерков, популяризаторских статей и докладов… Только в атмосфере бездуховности, полагал Гессе, могут процветать авторитарные режимы, распространятся варварство и жестокость. Собственно, об этом говорил и Иосиф Бродский: « За равнодушие к культуре общество прежде всего гражданскими свободами расплачивается. Сужение культурного кругозора – мать сужения кругозора политического. Ничто так не мостит дорогу тирании, как культурная самокастрация. Когда начинают потом рубить головы – это даже логично…»

Россия однажды уже наплевала на культуру. И жестоко за это поплатилась. Архипелаг Гулаг… Поразительна качественная разница между людьми «с трибун» и людьми «домохозяйскими». Чуть менее процента населения катается по заграницам и в ус себе не дует, разглагольствует о «светском обществе», политических убийствах и террактах в дружественных странах. Социальная «середина» спокойно отдыхает на модных диванчиках после трудового дня, почитывая Палевина, Павича или Кастанеду. И пятьдесят процентов бедноты, в лучшем случае читающей Лазарева, Верещагина и Виилму, в худшем – собирающий пустые бутылки из – под пива…

Пресловутая богема — единственная, кто может изредка рождать культурные революции или хотя бы посылать «волны культуры» в вязкое пространство национальной (мировой) ментальности. И потому, что для неё эта самая культура – есть ни что иное как жизнь, реальность, истина. Вот ты сидишь и читаешь газету, наслаждаешься приятной музыкой, покупаешь репродукцию картины мастера, смотришь хорошее кино – это для тебя всего лишь продукт цивилизации. А для художника, поэта, мыслителя, журналиста, фотографа, музыканта это всё – воздух, хлеб насущный и творческие будни, перемежающиеся творческими праздниками. Выходных у «богемы» не бывает. Так же, как и у Бога, что бы ни писали ортодоксальные христиане! Бог, который существует во всём лишь тогда, когда существует в твоём сердце, не может отдыхать – сердце человека останавливается лишь раз.

Потому, конечно же, многие из нас пытаются что-то делать. Но часто поддаются зловредному соблазну «яканья»… Гессе писал: «и фельетонная эпоха отнюдь не была ни бездуховной, ни даже духовно бедной. Но она… не сумела отвести духовности подобающее ей место и роль в системе жизни и государства». И ещё: «… и потому тогда при быстром падении духовных запросов и достижений до очень скромного уровня, как раз среди людей высокодуховных распространились ужасная неуверенность и отчаянье. Только что открыли, что молодость и творческая пора нашей культуры прошли, что наступили её старость и сумерки; и этим обстоятельством… люди стали объяснять множество устрашающих знамений времени: унылую механизацию жизни, глубокий упадок нравственности, безверие народов, фальшь искусства…». Ничего не напоминает?

Однако время, изумительное и непостижимое человеческим разумом, само меняется одновременно упадку культуры, буквально извергает из бездны цивилизации мощнейшие когорты творцов, очищающих бездуховный смрад эпохи. Так, 80-100 лет назад это были крупнейшие мыслители, художники – первооткрыватели и позже – джазовая культура, затем бит и «дети цветов», до сих пор из далёкого прошлого существенно влияющие на развитие культурного менталитета и духовных модальностей.

Сейчас естественно, происходит нечто подобное. Но всегда трудно оценивать изнутри происходящее вовне. У нас в Омске, например, происходит мощное движение художников – авангардистов, всё плотнее сдвигая свои ряды. Их имена уже так примелькались в местных СМИ, что многих уже узнают «обыватели», лишь мельком взглянув на их полотна. Более того, молодёжь так усердно взялась за освоение новых территорий, что журналистика и поэзия в Омске всё стремительнее обогащается неизвестными ранее ракурсами, методами и языками. Конечно, по силе идеи не сравнить со стотысячными гуляниями дискотечной молодёжи на «красные дни календаря». (Однако – кто за это получает денежку?)

Да, такой вот контраст. С одной стороны, жизнь бьёт ключом. С другой – хиреет дух нации. Что из этого выбрать за основу мировоззрения? Совместить всё в духе диалектики? Думается, что следует не обращать внимания на соблазнительные, манящие депрессивные настроения по поводу «болезни нации» и прочее – время само, с нашей помощью, найдёт выход. Главное – верить и делать то, что ты должен.

Потому, что все агрессивные деяния типа «Литература должна стать партийной. …Долой литераторов сверхчеловеков!» и прочее (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т.12, с. 100.) заканчивается политическим кавардаком. Репрессиями душу не облагородишь. Так, что единственное и самое действенное, что мы можем сделать – творить, творить, невзирая на сумеречное неприятие массами – и верить, что солнце взойдёт.

«Петь птицы перестали,
Свет звёзд коснулся крыш
В час грусти и печали
Ты голос мой услышь:
Ночь пройдёт – наступит утро ясное,
Знаю, счастье нас с тобою ждёт!
Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная —
Солнце взойдёт!»

КИНЕС КИЗИИТОВ

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011