Василий Сироткин, практически неизвестный в Омске художник. При всём при том, что его картины на протяжении ряда лет постоянно выставлялись в разных галереях, в том числе – проходили персональные выставки в Либеров-центре. Сироткин не ищет славы. И даже наоборот – бежит от неё, бежит от людей, как в своё время бежал Назон в «Последнем мире» Кристофа Рансмайра. Сироткин, отрекающийся от любых союзов и признаний. Сироткин, признающий только Гурджиева – из писателей. Сироткин, зачитывающийся книгами о смерти и постоянно о ней говорящий. Сироткин, изобрёвший новую лисировочную технику в живописи, но хранящий свой секрет в тайне ото всех. И, наконец, Сироткин, забравший все свои картины и уехавший в Бельгию с молодой 20-летней женой.
Все его картины – огромные полотна чёрного цвета, на которых изредка, при соответствующем освещении, проявляются тёмные пятна и даже – цветные точки – по одной на квадратный метр… Тяжёлые картины, часто возвращаемые ему покупателями. Не менее часто – покупаемые. Наводящие ужас на экзальтированных дамочек постбальзаковского возраста, падающих в обморок, случайно попав в страну-галерею Сироткина…
Однако сами художники и искусствоведы весьма положительно отзываются о нём. И даже пытаются проанализировать его творчество:
«Толковать его произведения – задача для искусствоведа не из лёгких. Во-первых, от того, что художник создал свою собственную теоретическую систему. Во-вторых, от того, что смысл его ахроматических композиций имеет свойство ускользать.
В. Сироткин – художник, далёкий от реалистического отображения действительности, хотя при желании зритель может обнаружить в его картинах небо и землю, ночь и звёзды. Земля и небо, правда, или ещё окончательно не отделены друг от дурга, или вновь стремятся слиться. Светящиеся точки задают движение вглубь картины. Чёрный цвет, по своей природе глубокий, принимает ещё большую пространственность благодаря тонким тональным градациям. Для минималистов, к которым часто относят Сироткина, это уже излишество. У подлинных минималистов формы лишены привлекательности и не вызывают никаких ассоциаций.
Ассоциативное поле произведений Сироткина, напротив, велико, как и их смысловая заряженность. Сведённая к минимуму выразительных средств, форма становится символом того, что за ней скрыто.
Судя по названиям выставок, его чёрные картины парадоксальным образом свидетельствуют о цвете: «Символ цвета» (92г), «Анатомия Цвета» (95г), «Извещение о Цвете» (95г). Трагическая немота существования в ночи, тревога, богооставленность». (Г. Мысливцева)
К сожалению или к счастью, но качество полиграфии нашего журнала не позволяет публиковать сироткинские работы – слишком нечувствительна цветопередача ризографа к малейшим изменениям чёрной палитры его картин. Зато «ПС» публикует эксклюзивные фотографии самого мастера. Ведь главное – это личность, личность гораздо многоплановей и интереснее продуктов её творчества. Хотя это справедливо не всегда, но в случае с Сироткиным – верно на все сто…
КИНЕС КИЗИИТОВ