На главную страницу Фотографии Видео Вход Магазин Контакты Русский English
Патефон оффлайн Об авторах Пресс-зал Блог Архив журнала О проекте Проекты Магазин Алфавитный указатель Новости Ссылки Друзья

Патефон Форум «Теофак» | Патефон Сквер №4

В третьем номере журнала «Патефон Сквер» была опубликована статья без подписи под заголовком «Теофак зажрался». Прочитав сей труд, возникло множество вопросов к Авторам данного творения. Я не ставлю целью поругать или похвалить их, однако, душа скрипит, когда люди оперируют не фактами, а абстракциями, возникающими по ходу движения мысли по нейронам мозга. Подумав, я решил написать опровержение, чтобы хоть немного смягчить действие столь откровенной статьи.

Первое, с чего хочется начать, так это с просьбы подписывать свои статьи, хотя бы символически, т.к. очень не хочется быть с Вами не вежливым.

Второе, приятно, что начинание с целью приобщения масс к культурному наследию своей страны было признано Вами прекрасным; только вот, не кажется ли странным, кощунственным иллюстрировать свои смелые идеи жизнями, а точнее смертями, людей, многим из нас не безразличных. Всё-таки, очень тяжело смирится с той мыслью, что трагичная гибель твоих близких, это лишь закономерность неизвестного закона. Да и не такие уж важные птицы теологи, чтобы Кто-то свыше заинтересовался их судьбой.

Третье, мне отчего-то кажется, что господа Авторы имеют непосредственное отношение к так распекаемому ими Факультету Теологии и Мировых Культур ОмГУ (учитесь? преподаёте?), а если так, то постеснялись бы называть свой второй дом «шхуной с дюжиной попов на борту». Если же о ТиМКе Вы только слышали и то случайно, то не имеете никакого морального права говорить на такие темы. И вообще, непонятно почему Вы называете Факультет Теологии и Мировых Культур просто «Теологический факультет», это, по крайней мере, нетактично.

Четвёртое, за спиной каждый может высказываться, а кто-нибудь из Вас хоть когда-нибудь подходил к «расфуфыренным павлиньим ряхам в рясах» (непонятно, почему во множественном числе?) и критиковал политику «оправославования»? Даже если и подходили, то вряд ли смогли достойно отстоять свою позицию. Мало кто из нас читал Конституцию, ещё меньше готовых реально защищать свои права. Так почему же Вы, господа Авторы, не попытались изменить ситуацию, благо контакт со студентами и открытость университетской администрации у нас широко пропагандируется, а разразились достаточно желчной статьёй в прессе? Неужели Вы верите в «четвёртую власть», или просто хотелось прокричаться в пустой комнате?

Пятое, мне тоже очень хотелось бы говорить о «всеобщем студенческом недовольстве», но я не могу. Студенты сейчас — параллельные ко всему люди, у них есть масса более злободневных проблем, чем строительство абстрактной часовни (я больше чем уверен, что большинство из них и на крест внимания не обращают). Если бы студенчество действительно было способно на какое-то недовольство (если, конечно, дело не касается задержки стипендии), то Вам было бы не о чём писать, всё в Университете было бы в порядке и подрастающее поколение навсегда забыло бы лозунг — «Вся жизнь борьба» (т.к. с бытовыми неудобствами мириться бы не приходилось). Может, так было бы лучше, но это уже совсем другая сказка.

Студент

 

...Прочитала вашу статью о теологии. Молодцы! Я когда увидела этот крест у корпуса, возмутилась: давайте тогда уж в ряд церкви строить — мечеть, капище, ашрам и т.д.

Преподаватель ОМГУ

 

Коллектив преподавателей Политехнического тоже пишет сейчас подобную статью. ...Проблема, действительно, огромная. Превратили город в кладбище. Вы знаете, что часовни строились только на кладбищах? Когда идёт насильное насаждение религии — это настоящая тирания и нелепость. Т.к. умные люди встанут в оппозицию. Вера — это твоё личное дело и нельзя ею кичиться... А этими крестами вы только настраиваете народ против их собственной культуры.

Преподаватель ОмГТУ

 

Действительно, ТиМК изменился. Он превратился как раз в «теофак»: если раньше сюда шли за академическим образованием люди разных вероисповеданий и, в том числе, атеисты и неопределившиеся, то сейчас факультет насаждает православие с таким упорством и такой силой, что студенты валом покидают место своей учёбы. Очень горестно и очень жаль, т.к. поступали мы сюда ради знаний, которые нам действительно нужны, а теперь приходится бросать... Некоторые переводятся на филфак, некоторые просто бросают учёбу.

Студент ТиМКа

 

Статья получилась очень грубая. Я сразу сел писать Вам ответ. Да, проблем на нашем факультете гораздо больше, чем можно представить. Студентам не нравится нынешняя политика факультета. И Вы всё очень тонко подметили. Вернее, почти всё... Но самое обидное в статье — отсутствие подписи. Если Вы считаете, что это правое дело, то почему не подписываетесь под своими доводами? При Петрове, на самом деле, всё было иначе. Но, на мой взгляд, не стоит втягивать факт его смерти в полемику насчёт деятельности его коллег.

Выпускник ТиМКа

 

Я и не знала, что крест пытались спилить. Мы с подругами абсолютно против какой бы то и было часовни или церкви при университете. Представьте, вот идёшь ты на учёбу, зима, пара уже вот-вот начнётся. Опаздываешь, значит. А тут какие-нибудь бабушки — толпой в часовенку — дорогу перегородили. Или, ещё нелегче, милостыню сидят просят. Ну, кому это понравится? (Я ничего не имею против бабушек. Но не на территории Университета!)

Анна, ОМГУ

 

Ни в одном российском Высшем Учебном Заведении нет и не было своей церкви. Это и понятно: там, где царствует наука, религия пристанища иметь не может. Религия здесь сама — объекта науки, объект изучения. Если же человек, проникнув разумом своим в глубокие сферы познания, всё же решает. что Бог для него существует, то это — его полное право. Более того, для многих учёных есть свой личный Бог; только он не церковный идол и не культурный тотем, он — тот свет, что ведёт человека по жизни. Он не имеет отношение к религии. Религия — это форма подчинения, форма управления народом. Государство, в котором существует сильная инфраструктура Церкви, причём именно на государственном уровне, является наиболее управляемым. Примеров этому не перечесть: шариат и адат (священные войны), Риская Империя (крестовые походы) и пр. Ни для кого не секрет, что именно религия (если считать религией не только церковное идолопоклонничество, но — расширить это понятие до принципиальной системы ценностей человека, в которой существует Некая светлая идея, ради которой человек способен пожертвовать всем и которая обещает человеку Абсолютное Добро в будущем; это, например, коммунизм-социализм...), грамотно поданная, является самым сильным стимулом для народа подчиниться власти и терпеть все её выходки. Это — прямой путь к тирании. Я считаю, что религия если и должна существовать в стране, то — только в качестве светской, а не государственной. Если бы на первый план в мире вышла Гуманность и Этика, то лишь тогда можно было бы говорить о Религии. Именно о том, о чём говорил не раз упоминаемый в «Патефон Сквере» Даниил Андреев. Но сейчас религия — очень опасная вещь, это своего рода тест на порядочность: как только человек приходит в церковь он — от рядовой прихожанки до новоявленного батюшки — становится перед выбором — либо преклонить перед Богом колени, либо обернуться вокруг себя. И тогда, во втором случае, некое чувство сопричастности, собственничества становится заменой религии. Мол, я буду здесь властвовать — наставлять заблудших овечек... Если ты уж пришёл в церковь — ты пришёл сюда молиться. Очищаться.

...Возвращаясь к теме науки и религии, хочется добавить, что единственное, что может иметь место быть при Унивеситете — так это именно факультет Мировых Культур. Что же говорить о теологии, то это очень скользкая грань между изучением богословия и богословием в чистом виде. Т.к. и апологетика, и гомилектика, и экзегетика и т.д. — всё это, по сути, теоретические правила написания и практическое толкование религиозных текстов. Изучать богословие в стенах ВУЗа необходимо только будущим послам и регионоведам, остальным же — только в качестве спецкурса ради расширения сферы знаний. Всё. А церковь в научном обществе — это просто смешно, смешно до слёз. Я думаю, ректорат Университета понимает, в какое положение ставит себя, позволяя тенденции насильственного оправославления господствовать на Теологическом. Ведь, всё-таки, ОмГУ всегда славился очень корректными и влюблёнными в науку учёными. А теперь появился аспект очень странной «светскости», которая грозит вылиться в... Но не буду продолжать: по-моим сведениям, университетская «верхушка» итак уже «наелась» всей этой чепухи и сама не рада псевдо-теологическому эксперименту.

А.А.А.

 

Мы хотим переименовать отделение Теологии в Богословское. Т.к. мы живём в православной стране. И поэтому должны учить людей нашей собственной духовности... Кому не нравится это — пусть переводится на исторический, на регионоведение или ещё куда-нибудь.

Преподаватель ТиМКа

 

Опубликованная в прошлом номере статья «Теофак зажрался» вызвала бурю отзывов. Самыми первыми откликнулись недовольные грубостью изложения и отсуствием подписи теологи. Затем — хлынул нескончаемый поток писем и звонков от тех, кто разглядел за внешней формой статьи ту самую проблему, о которой пытались сказать Авторы. Некоторые из них опубликованы на этой странице.

Что же касается отсутствия подписи, то это вопрос, действительно, принципиальный. Редакция «ПС» взяла на себя ответственность за эту статью, о чём, впрочем, я писал во вступительном монологе третьего номера. Дело в том, что большинство обид касалось не самой статьи, а конкретного её авторства. Именно по этой причине мы предусмотрительно не афишировали их имена — дабы не испортить людям карьеру и учёбу. Я удивлён: а если бы под статьёй стояла, скажем, подпись «Македонский», вам было бы легче? И, как вы думаете, что бы сделали с этим Македонским, если бы оказалось, что он учится на ТиМКе? А человек ведь хотел указать на проблему, и только. Конечно, где-то Авторы статьи переходят допустимые нормы приличия, но мы посчитали это допустимым — ведь это и послужило основным толчком дискуссии. А факты в статье, действительно, реальны...

Кинес Кизиитов

Сайт сделан в студии LiveTyping
Перепечатка любых материалов сайта возможна только с указанием на первоисточник
© Патефон Сквер 2000–2011